Михаил Казиник: Гармония должна быть поставлена во главу всего!
Мой сегодняшний собеседник — великий человек. Один из тех, кто создает новые реальности, новые смыслы. Это Михаил Казиник, скрипач, музыковед, искусствовед, педагог, культуролог, писатель, поэт (подробнее о нем в Wiki).
Мы говорим о живых людях, живой музыке, творчестве, гениях, чудесах и трансформирующем опыте.
О живых людях
Михаил, сейчас довольно активно используются такие понятия, как "живые люди", "живые проекты", "живые компании". Мы сами много изучаем их. Скажите, что для вас такое "живой человек"? Каков он?
Это человек, который находится в прямом контакте со всем культурным и духовным наследием, которое создало человечество. Он живет не только здесь и сейчас, но и ощущает движение из прошлого в будущее каждую минуту своей жизни.
Что оживляет человека?
Прежде всего великая культура и искусство. Это самое главное из всего, что создало и создает человечество. Во всем остальное мы ничем не отличается от других биологических существ. Единственное отличие человека — это постижение культуры.
Про это писал еще Кант. Вы помните, он зачеркнул все пять признаков Бога, которые придумал Фома Аквинский, и написал единственный. Назвал его "Категорический императив", то есть "абсолютное повеление". Он гласит о том, что человек живет еще по каким-то законам, которые не входят в сферу его биологического выживания. А это ни что иное, как искусство и культура.
Вы можете привести примеры музыкальных произведений, которые с вашей точки зрения наиболее оживляющие?
О, их очень много, но давайте попробуем! Мне нужно вообще огромный список вам составить, но давайте назовем несколько самых важных.
Бах: "Страсти по Матфею", "Хорошо темперированный клавир" — 48 прелюдий и фуг, Месса си минор.
Гендель: "Мессия".
Вивальди, естественно, все, что угодно, начиная от месс и кончая концертами.
Дальше мы идем к Гайдну. Он написал сто четыре симфонии, из которых по меньшей мере семьдесят являются оживляющими, дающими вдохновение, гармоничными вселенски.
Последние четыре симфонии Моцарта.
Далее Бетховен. Тут бесконечность! Это мой самый любимый композитор. У него слабой музыки практически нет. Это и все тридцать две фортепианных сонаты, и десять скрипичных. Практически все его симфонии, потому что коэффициент шедевровости у Бетховена абсолютен.
Затем Шуберт, Шопен, Шуман.
Шуберт — вообще подарок человечеству, поскольку у него не было публики. Он писал, как часто говорят, для Бога или, точнее, для узкого круга людей, которые слушали на шубертиадах его музыку. У него не было рекламы и необходимости удовлетворять почтеннейшую публику. Он писал совершенно изысканнейшую, уникальную внутреннюю музыку.
Шуман до бесконечности неровный композитор, потому что у него нервная система и психика были , как говорится, "туда и сюда". Но целый ряд произведений, где-то процентов семьдесят, — это все то, что помогает человеку, оживляет его и дает свет.
Брамс: все четыре симфонии. Он их написал только четыре, в отличие от Гайдна, у которого сто четыре. Это совсем другое время и другой взгляд.
Это, если говорить о классике и классических композиторах прошлого…
В двадцатом веке есть совершенно замечательные Прокофьев, Стравинский и Шостакович. Есть гениальный композитор, который, уже явно, войдет в число абсолютно величайших композиторов. Это Лера Ауэрбах.
Естественно, из русских композиторов — это Мусоргский "Картинки с выставки"; обе оперы — "Борис Годунов" и "Хованщина". Если говорить о Чайковском, то это четвертая, пятая и шестая симфонии.
Я сейчас очень кратко перечисляю. Что-то не учел в разговоре, что-то забыл. О чем-то не подумал. Но это не значит, что какое-то произведение не является оживляющим.
Те, кто читает по-английски, могут открыть книгу Голдинга "Классическая музыка". Там по-американски, но очень здорово для человека познающего, перечисляются пятьдесят имен, распределенные по рангам.
Первые три называются "бессмертные". Ну это как бы "боги" — Бах, Моцарт, Бетховен. Потом идут "полубоги", еще семь. Десятку замыкает Чайковский.
Я этот список поместил в своей книге для детей "Буравчик в стране света" специально, поскольку книга Голдинга не переведена на русский язык, и я ее переводом заниматься не буду. У меня нет такого времени. Но это, пожалуй, на сегодня самая интересная книга, написанная о музыке. Там не только композиторы, но и еще три интересных списка.
Первый список "для начинающих", а дальше идет второй список — "для движущихся". Затем последний "для знатоков". Я его называю "списком Голдинга", куда входят не только имена, но и направления, стили, а также все произведения, которые человеку стоит слушать.
Еще раз скажу, почитайте мою книгу "Буравчик в стране света". В ней я даю самое главное из работы Голдинга.
О концерте для дельфинов
Я знаю, что вы играли живую музыку для дельфинов, участвуя в одной из экспедиций Посольства Дельфинов. Что при этом чувствовали?
Очень сильные чувства! Это был самый удивительный концерт в моей жизни.
После многих тысяч концертов, которые я с юности давал, это был уникальный концерт обмена энергиями. Я, играя, понимал, что дельфины реагируют и то, как они реагируют. Ощущал их движения, постоянные вращения вокруг скрипки…
После того, как я закончил импровизацию, базирующуюся на всевозможных фрагментах из великой музыки, а также моей собственной фантазии и стилизации под древнейшие религиозные идеи, я стал им играть Баха. И это тоже было воспринято.
Почему я играл Баха? Потому что есть один скрипач замечательный, Михай Погачник. Его никто никогда не услышит в записях. Его нет в интернете по одной причине: он антропософ и считает, что музыка может звучать только вживую, а все остальное называет "музыкальными консервами", искажением.
С ним в чем-то можно согласиться, а в чем-то — нет, потому что нет у людей возможности слушать вживую Михая Погачника. Когда он поехал в Тибет и играл Баха для тибетских монахов (а это вообще самая элитарная музыка — три сонаты и три партиты для скрипки соло), после окончания монахи в ответ на вопрос: "Что вы чувствуете?" ответили, что чувствуют, будто сейчас общались с величайшим гуру всех времен. Можете себе представить? Совсем другая цивилизация, другое время, другой круг представлений, но монахи сказали, что автор этой музыки — гуру.
А вы что сами чувствовали, когда играли? Какие ощущения были?
Непередаваемое ощущение, что я играю для самого большого концертного зала. Потому что передо мной расстилались многие километры "сидений" и присутствовало огромное количество слушателей, которых невозможно было подсчитать, поскольку море кишело ими.
Второе — мне было очень приятно, что скрипкой удалось дельфинов вернуть. Вы, наверное, знаете эту историю: они рассердились на дрона, которого восприняли как птицу, объявляющую войну, и разбежались. Я стал играть, и они появились заново. Значит, среагировали на музыку. Такой "контакт цивилизаций".
Мне было очень приятно, что это связано с Александром и Николь Гратовски, которые совершенно замечательные люди планеты. Они из тех людей, которые достойны самых высоких похвал, и непрестанно хотят по-настоящему сблизить цивилизации.
Об интересных людях
С кем из интересных и светлых людей Вам лично хотелось бы пообщаться?
Вы знаете, много людей ушло из этих светлых… Не знаю сейчас, пришли ли такие люди взамен.
Если бы вы спросили, с кем из людей всех времен я хотел бы поговорить, было бы проще. А сейчас время какое-то очень печальное в этом смысле. Они есть, но попробуйте на них нарваться. Они не распиарены.
Скажем, есть такой фильм, который сделал Брюно Монсенжон. Называется "Рихтер непокоренный". В нем Святослав Рихтер практически перед смертью, прекрасно осознавая, что речь идет о нескольких неделях, рассказал всю историю, весь дух своей огромной жизни и всего, что было вокруг него. Количество просмотров этого фильма — примерно население какого-нибудь спального района небольшого российского города. В то же время нет такой глупости, у которой не было бы миллионов лайков. Кошечки, собачки и социальные сети показали незрелость человечества.
Когда я жил в "доинтернетную эпоху", я жил мыслью о том, что вокруг меня весь мир — эти замечательные, умные люди, которые приходят на мои концерты. А сегодня выясняется, что это горсточка людей. И это очень печально.
При этом я уверен, что задача развития цивилизации человеческой в том, чтобы рождались все более и более талантливые дети. Мы учим их всему духовному. Они взрослеют и заполняют нишу общения с культурой, искусством, друг с другом. Это самое важное.
А то, что я встречал замечательных людей в своей жизни — это факт. И люди были в моем детстве, в моей юности. О них я мог бы написать целую книгу.
А из исторических персонажей с кем бы хотелось пообщаться?
Я бы отделил человека, с которым хочется пообщаться, и творческую личность.
Скажем, с Рихардом Вагнером, как с человеком я бы не хотел общаться. Хотя он — один из величайших композиторов всех времен. Правда, как и многие гении, заболевший. Одни из них болеют суицидальными мыслями, другие заболевают ксенофобией. У каждого своя болезнь.
Но есть люди, с которыми я бы с удовольствием пообщался. Это Томас Манн — автор "Доктора Фаустуса" и других великих книг двадцатого века. Я бы поговорил с Германом Гессе, автором "Игры в бисер".
А вообще я чувствую, что если бы прошлая жизнь была, то в ней я был бы немецким классическим философом. Поэтому я бы с удовольствием пообщался с философами тех времен.
Когда-то я впервые приехал в немецкий город Гейдельберг. Мы шли с одним шведским пианистом по улице и сказал: "Вот здесь повернем, и за углом будет пивнушка, в которой мы с Шопенгауэром сидели и обсуждали философию". Мы повернули за угол, и там была эта пивнушка! Именно такая, какой я ее описал — с бочками, со всеми делами. Словно какие-то мои сны или воспоминания вдруг воплотились в реальность. Я никогда, повторяю, не был в Гейдельберге до этого времени, но шел по нему как по городу своей юности.
О пиковом и трансформирующем переживании
Есть такое понятие: "пиковое переживание" или "трасформирующее переживание".У вас наверняка было много таких моментов?
Очень! Больше, чем у кого-либо другого.
Скажем, когда я читаю "Фауста" Гете, то вдруг я ощущаю полет. Я читаю его в переводе Бориса Пастернака, который совершил подвиг для России, переведя этот произведение именно так. Получается двойное удовольствие от сотрудничества двух гениев. Появляется такое ощущение, что я даже не на планете Земля.
Такой же восторг у меня от целого ряда музыкальных творений. Когда я слушаю некоторые эпизоды из четвертой симфонии Брамса, у меня, с одной стороны, слезы на глазах, а с другой такое же ощущение полета, парения, восторга.
Таких примеров можно привести очень много, и я ощущаю это чудо.
О чуде
Что такое чудо?
Чудо — это абсолютное осознание, что ты — здесь и сейчас, и одновременно во всех временах. Ощущение, что ты не прикован к этому пятачку двумя ногами, а что ты рассеян всеми клетками во всей Вселенной. Что ты бессмертен!
Существует ли рецепт появления чуда?
Очень трудно говорить о рецептах чуда. Ни один шеф-повар не станет рассказывать, как приготовил блюдо, которым вы восхищаетесь. Это его фирменная тайна. Но в данном случае могу сказать, что сочетание мелодии и гармонии, скажем, в музыке, вытянутые тела Эль Греко, рембрандтовские лица, выглядывающие из тьмы и говорящие из вечности о вечности или вступительный хор к "Страстям по Матфею" Баха для меня просто символы абсолютного чуда.
Порой я понимаю, что вся цивилизация, все дубинки, звериные шкуры и мамонты: все шло по единой линии вверх. С точки зрения исторической, бытовой мы все время воюем, деремся. У нас нищета кругом. Дороги мерзкие и все прочее. Но заметьте, что линия искусства всегда высоко! Это признак ее принадлежности не совсем к земному нашему началу. Ясно становится, что мир как бы разделен на две части: "грубое тело" и "тонкое тело". "Грубое" — это все, что нас окружает, что мы зарабатываем и где ходим. А "тонкое" — все, ради чего мы зарабатываем и ходим.
О тонком
"Тонкое тело" — это чувства, эмоция и мысли. Или что-то еще?
Это так же трудно объяснить, как "где находится душа и как ее пощупать".
"Тонкое тело "- это материи колеблющегося пространства: вибрирующей музыки, красок. Моменты, когда слова меняют свое бытовое значение и становятся символами совершенно другого уровня мышления. Это когда мы пользуемся словами, а на самом деле говорим о запредельных идеях. Это совершенно ясно для меня, поэтому все мое желание выходить на сцену, говорить с людьми, писать книги — это попытка быть тем, кому это открыто и кто может этим поделиться.
Чтобы прожить опыт "тонкого тела" нужно распахнуть в себе какой-то родимчик, который есть у гениев с рождения. Этот родимчик открывается при помощи практики и пропадает, когда ее нет. То же самое, думаю, происходит с клетками мозга и с душой. А потом говорят "никакой души нет, музыки нет, искусства нет, есть сегодняшняя популярная музыка, которую слушают миллионы и сходят с ума, и ничего другого нет, все остальное — для стариков, инвалидов или ненормальных людей".
Я как раз наоборот полагаю, что те люди, которые общаются со всемирной культурой, максимально здоровы. А те, которые живут только "грубым телом", еще не дошли до той стадии развития человечества, на которой человек общается с материей "тонкой".
Как почувствовать это "тонкое"?
Представьте себе, звучит четвертая симфония Брамса… Но как же передать это все? Для этого мне нужно посадить вас и всех людей и… показать. И тогда мне, возможно, удастся вытащить у какого-то процента людей, сидящих передо мной, вот это ощущение "тонкого"… И тогда нам не надо будет даже говорить, как это определить словами. Все сами почувствуют. Я такие эксперименты уже проводил, и все это получалось.
А самому человеку можно это прожить?
Да, если у него есть врожденный родимчик.
А если нет?
Если нет, то он создается в процессе общения, слушания, настройки.
Почему меня часто называют настройщиком? Иногда меня называют просветителем, что не совсем верно, потому что я говорю вещи довольно глубокие и не рассчитанные на миллионы людей. Просветитель — это тот, кто хочет идти к миллионам и все объяснить. Я сейчас не хочу. Я — настройщик. У меня есть ходы и опыт, позволяющие показывать, что возможно совершенно иначе проживать творения гениев.
Многие из тех, кого я знаю, до определенного возраста это не умели совсем. Даже встречаются люди, которые пишут стихи, но уверены, что это стихи для себя и узкого круга друзей. Тут приходится мне вмешаться. И после такого вмешательства через год-два выясняется, что это настоящий большой поэт, который нужен не трем-пяти поклонникам, а куда большему количеству людей. Он начинает издаваться, печататься.
Для каждого творческого человека нужно, чтобы со стороны его кто-то поддержал и внушил веру. Гению никто не нужен: будут ли его слушать или смотреть — он все равно будет делать то, что ему предписано. А талантливый человек часто сомневается — туда ли он пошел, то ли он делает.
О новом мировоззрении
Многие мудрые люди говорят, что приближается эпоха нового мировоззрения, новой парадигмы жизни человечества. Согласны ли вы с этим?
Сейчас такое трудное время. Одно из двух: либо это время гибели всех цивилизаций и всех устремлений человечества, либо это кризис перед рывком в будущее, когда нужно довести людей до такого состояния, когда дальше либо смерть, либо выход. Куда пойдет планета я не знаю.
Но сейчас у нас рождается большое (в процентном отношении) количество невероятно одаренных детей. Это один из признаков того, что возможны какие-то преобразования к лучшему. Мы видим, что ребенок, прикасаясь к бумаге, начинает рисовать удивительные вещи. Садясь за рояль начинает неожиданно быстро импровизировать. Это свидетельствует о том, что у ребенка колоссальные возможности.
Возможно нам удастся создать другую школу, которая соответствует нынешнему времени (чем я очень серьезно занимаюсь), получится переубедить планетарное сообщество, что нужно идти в направлении Духа. Гармония должна быть поставлена во главу угла — гармония в мышлении, в музыке. Гармония изображения, слова, речи. Возможно, тогда будет качественный рывок.
А если нет, то не обессудьте.
Дополнительно почитать
- Александр и Николь Гратовски: О человеках и чудесах
- Иван Охлобыстин: Я очень люблю жить!
- Давид Ян: Мы все — единый организм, выросший на планете Земля
- Артем Агабеков: Радость важнее денег
- Алексей Мышкин: Я хочу поделиться сокровищем, которое нашел
Автор фотографии Елена Мартынюк.