Михаил Кожухов: Искать точку опоры в себе самом
Сегодня я хочу предложить вашему вниманию продолжение наших бесед с Михаилом Кожуховым, известным телеведущим, путешественником, президентом Клуба путешествий. О чем мы говорили? О поиске учителей, о светлых людях, о душевных встречах, о приключениях, об изменениях в жизни людей на планете и совсем немного о путешествиях. Разговор получился неспешный и очень искренний.
Если у вас есть вопросы к Михаилу, пожалуйста, пишите их в комментарии или присылайте мне на почту. Возможно, в одной из следующих бесед мы обсудим именно их. Спасибо заранее!
О поиске Учителей
Множество людей сегодня отправляется в путешествия по экзотическим местам, вроде Индии, Непала или Тибета в надежде найти там ответы на свои сокровенные вопросы. Ищут там себе Учителей и Наставников. Как Вы к этому относитесь?
Я думаю, что такой вопрос лучше задавать истинно верующему человеку, именно в этом и состоит его привилегия по сравнению с неверующим: в надежде на то, что кто-то утолит его печали. Кто-то еще, кто-то внешний…, а не он сам.
Я таким людям по-хорошему завидую, потому что оставаться наедине с самим собой сложнее. Но я, к сожалению, из той категории материалистов, которые уважительно относятся к религии и истинно верующим, но которым счастье веровать не дано. Я мучаюсь со своими бедами сам.
Никогда не возникало даже желания найти себе Учителя?
Желание получить готовые ответы у меня возникает постоянно. Я даже предпринимал попытки для этого. Правда, не с духовными учителями, а с психологами, за которыми я признаю интеллектуальное превосходство и хорошее владение профессией. Но и с ним не получилось. Думаю, так произошло потому, что они были правильными психологами и вместо того, чтобы написать мне ответ на бумажке, предлагали только разные варианты его самостоятельных поисков.
Я достаточно самоуверен, чтобы искать точку опоры в себе самом. И при этом недостаточно нахален, чтобы отрицать существование мудрости и разума за пределами замечательного меня.
Суммируя сказанное: к самой идее встретить в дальних краях моего Учителя отношусь со скепсисом, но, как и любой слабый человек, был бы такой возможности рад.
Если внимательно посмотреть Ваши телепередачи, то в них можно увидеть репортажи о десятках Ваших встреч с шаманами в самых разных уголках планеты. Расскажите, пожалуйста, об этом опыте.
Я, видимо, один из самых богатых "коллекционеров шаманов" в нашей стране. На протяжении многих лет я искал их в разных странах и снимал для своих передач… Должен признаться, что в подавляющем большинстве случаев они оказывались прохиндеями и проходимцами. Некоторые из них обладали отличным чувством юмора. И, когда понимали, что я их "раскалываю", то не стеснялись улыбаться и смеяться над самими собой.
В действительности было всего 2-3 случая, когда я сталкивался с чем-то таким, что не могу объяснить. Это было крайне интересно. Один из таких людей живет на острове Бали. У него своя школа бесконтактного боя. Чем меня удивил этот человек? Совсем не боем. Я поймал себя на том, что мне было приятно находиться рядом с ним. Хотелось к нему возвращаться. Я не до конца разобрался в том, что происходило в его школе. Но возникло ощущение, что я соприкоснулся с Чем-то не совсем мне понятным.
Другой человек был в Непале. Перед тем, как общаться со мной, он насыпал сухой рис в глиняный горшок и в течение 2-3 минут втыкал в него нож. Это длилось до тех пор, пока рассыпчатый рис не схватил этот нож, как бетон. И мастер, держа нож за рукоятку, поднял горшок над землей… Этот человек сидел от меня в метре. Я внимательно наблюдал за ним. Шансов на фокусы здесь не было никаких. Это меня, конечно, озадачило.
Еще один пример – мумия Хамбо-ламы Даши-Доржо Итигилова в Бурятии, о которой я упоминал в нашей предыдущей беседе. Признаюсь, это просто сносит крышу, потому что противоречит всем твоим представлениям о законах физики и процессах, которые должны происходить с человеческим телом. Ты понимаешь, что такого не может быть. Но Хамбо-лама есть!
О светлых людях
Знаю, что Вы недавно были в Новой Зеландии и что там тоже был какой-то интересный человек.
Да, он из маори. На сегодняшний день они официально составляют всего 15% населения Новой Зеландии. Там есть телевизионные каналы и газеты, выходящие на их языке. Но, тем не менее, за прошедшие столетия маори в значительной степени ассимилировались и сейчас отличаются от других жителей Новой Зеландии только антропологически.
Мы были в городке Роторуа, в котором находится деревня маори. Утром она открыта для посещения туристами, а ближе к вечеру закрывается. В ней живет некоторое количество людей. Среди них есть некто Джейсон Филлипс (Jason Phillips), которого остальные называют шаманом. Он зарабатывает на жизнь практикой тату, причем рисунки копирует или придумывает сам на основе исторических изображений. Также Джейсон увлекается духовными музыкальными инструментами маори и лечит людей. Причем говорит об этом настолько застенчиво, что веришь — он действительно может это делать. Почему я вспомнил про Джейсона? От него исходит какая-то фантастическая доброжелательность и какой-то невероятный внутренний свет, в котором очень приятно находиться. Я не могу это объяснить. Но этот человек словно наполнен, пропитан этим светом изнутри.
Расскажу еще одну историю. В Архангельской области есть речка Кожа, приток Онеги. Это единственная река, на которую я ходил несколько раз. Она вытекает из Кожозера, на нем когда-то стоял знаменитый Кожеозерский монастырь, где игуменом был Никон. Тот самый, который проводил реформу Русской православной церкви.
Несколько лет назад в эти края приехали два монаха из Киево-Печерской Лавры, чтобы воссоздать монастырь. Это действительно отшельничество! То, что ты поймал, убил или собрал, – это и будет твоей едой. Дрова, которые ты заготовил, – это твое тепло. До ближайшего населенного пункта 100 км сплошных торфяных болот.
Мы оказались в этих местах не в самое удачное время. Предполагалось, что до Кожозера мы доплывем по небольшой речке. Но как раз перед нашим прибытием упала вода, и нам пришлось тащить катамараны и вещи буквально на руках по пересохшему руслу. Ни сил, ни времени на саму реку Кожу у нас уже не хватило, и нас вывозил к паломнической тропе через болота отец Елисей. Вывозил долго – часа три-четыре. За все это время он ни разу не упомянул имени Господа, ни разу не перекрестился. Но при этом никаких сомнений в том, что отец Елисей является искренне верующим человеком, у меня не возникло… Я проникся к нему такой симпатией, что перед расставанием спросил о возможности вернуться с телевизионной камерой и сделать о нем программу. На это он ответил: "Вы думаете, что я ушел в монахи для того, чтобы за мной ходили журналисты?" И мне тогда с отцом Елисеем вообще все стало понятно даже при всей моей материалистичности и атеистичности. Вопросов к нему по поводу духовности и истинной веры у меня нет никаких. Но такие встречи, как эта, — редки.
Получается, Вам все-таки встречались особо светлые люди?
Да, конечно. Но они встречались далеко не только среди тех, кто занимается духовными практиками. Например, абсолютно светлым человеком был Котэ Махарадзе. Это один из самых энциклопедически образованных людей, с которыми меня сводила жизнь. Очень жалко, что в памяти большинства людей он остался только футбольным комментатором. В действительности Котэ переводил Владимира Маяковского на грузинский язык, прекрасно знал историю Греции, считал себя, в первую очередь, актером. Другим, безусловно, светлым человеком был недавно ушедший драматург Виктор Славкин. Ничего, кроме доброжелательности от этого человека не исходило.
Что я хочу сказать этими примерами? Свет необязательно тождественен религиозности и не всегда имеет отношение к вере. Я думаю, что это какое-то человеческое наполнение.
Наполнение чем?
Может быть, мудростью? Или доброжелательностью? Или знанием ответов на вопросы, которые нас всех мучают: кто я? зачем живу? в чем смысл моей жизни? во что верить?
А Вы знаете ответы на эти вопросы?
Нет, конечно. Точнее, на некоторые знаю.
На какие?
На один точно знаю. Это вопрос: "Во что верить?" Думаю, что верить надо в то же самое, во что начали верить уже 2000 лет назад — в любовь, в дружбу, в порядочность, в верность, в честность, в искренность и в другие базовые принципы, выработанные человечеством. Они есть, например, в Библии. Но не только в ней. Я видел надпись в музеи опиума в Таиланде: "Возлюби ближнего твоего, как самого себя. Это главное в Талмуде. Все остальное — комментарии". Поэтому, скорее всего, эти принципы были сформулированы гораздо раньше, как минимум Заратустрой.
О переменах в жизни человечества
Чему можно научиться в путешествии для себя самого? Что хотелось бы оставить в душе, после калейдоскопа пройденных стран?
В моем случае, путешествия множат вопросы, а не ответы… Это вопросы о человеке вообще и о том, насколько его природа меняется в зависимости от ракушечных наслоений в виде политических и религиозных доктрин. Вопросы про то, как правильно жить отдельному человеку или целой стране.
Приведу простой пример. Несколько лет назад я снимал передачи про народные ремесла и промыслы. Их — мастеров — было совсем не трудно находить, хотя уже тогда они становились уходящей натурой. Сейчас такие практики и такие люди почти совсем исчезли. Это видно невооруженным глазом. Попробуйте отыскать что-то такое, что делалось испокон веков руками, без электричества и живо до сих пор? Искать придется долго. Но, это, конечно, только частность.
Есть более серьезные вещи, которые можно увидеть, например, в Корее или Японии. В Токио, в районе Харадзюку собирается разряженная как куклы молодежь. Это выглядит абсолютно абсурдно. Но, видимо, является каким-то внутренним протестом современного человека против традиционных устоев. Еще один пример – Бразилия. В 90-е годы там была эпидемия самоубийств среди индейцев яномани. Молодые парни вешались на деревьях. Есть мнение о том, что это происходило из-за чудовищного противоречия, возникающего межу их внутренним миром и миром наступающей западной цивилизации.
Это все иллюстрации к тому, что человечество радикально меняется. И мне очень интересно — куда и каким образом? Мы прячемся за штампы, типа "глобализация – это плохо". Но реального направления подобных перемен не называем и не знаем. По моим ощущениям, человечество прошло период застоя, начавшегося после завершения промышленных революций, и вошло в новую полосу мощных изменений.
Как Вы относитесь к этим изменениям?
Меня они озадачивают. Я пока не понимаю, что приходит на смену тому образу и стилю жизни, который был раньше. Мне не понятно, каким будет человек, и каким станет человечество. Хотя уже упомянутый Котэ Махарадзе говорил, что человек вообще никак не изменился со времен Софокла. Но мне, в силу романтичности натуры, хочется верить в то, что колесо истории все-таки куда-то катится.
Вы удивитесь, на такие размышления меня натолкнули именно путешествия. Возможно, кто-то другой пришел бы к ним, сидя в глухой деревушке на берегу Енисея. А мне пришлось поездить по миру.
Тогда такой вопрос… Можете ли Вы сравнить богатство внутреннего мира человека, который много путешествует, видит невероятное разнообразие культур и внутренний мир человека, который, условно говоря, прожил всю жизнь в этой самой деревушке на берегу Енисея?
Когда я готовился к поездке в Иран, то обнаружил замечательные строчки, принадлежащие Омару Хайяму:
Из тех, что мир прошли и вдоль и поперек,
Из тех, кого Творец на поиски обрек,
Нашел ли хоть один хоть что-нибудь такое,
Чего не знали мы и что пошло нам впрок?
Пусть это и будет ответом на Ваш вопрос.
Дополнительно посмотреть
- Михаил Кожухов: Ревновать к Копернику! (интервью)
- Клуб Путешествий Михаила Кожухова
- Александр Железняк: В жизни важна глубина! (интервью)
- Роман Габрилян: Я влюблен в Океанию (интервью)
- Андрей Теслинов: Увидеть Иное (интервью)
- Вячеслав Красько: Мечтать и путешествовать (интервью)
Чертовски хороший собеседник Михаил!
Сергей, мы уже ждем третью часть беседы 🙂 🙂
А про вечную жизнь высказать столь смелое мнение — достойно поклона!
Сергею аналогичный поклон за предоставленное интереснейшее интервью!
В интервью Михаил раскрылся с новой стороны для меня. Видела передачи, но такой симпатии, как сейчас, не питала:)