Эмоции: подход Востока и Запада

29 ноября 2015 Комментария: 4

Виктор Панасюк, Михаил Крапивин

Сегодня я представлю вашему вниманию необычную по формату беседу. У меня два собеседника – Виктор Панасюк и Михаил Крапивин. Но одна тема – управление эмоциями. Виктор представляет "восточный подход" к вопросу, Михаил – "западный", научный. Два слова о моих собеседниках.

Виктор Панасюк – мастер восточных боевых искусств, шихан, 7-й дан карате Годзю-рю, шеф-инструктор Федерации Окинава Годзю-рю Каратэ-до (IOGKF) республики Молдова, личный ученик патриарха стиля Белый Журавль Джен Цин Енга, мастер цигун.

Михаил Крапивин – эксперт в области расследований, анализа поведения и проведения интервью, управляющий директор российского отделения организации Paul Ekman International, международной организации, специализирующейся на обучении навыкам "чтения" невербального поведения собеседника и эмоционального менеджмента, тренер Paul Ekman International.

Что такое эмоции

Сергей Сухов (С.С.): Итак, эмоции. Чем они являются с точки зрения Востока и Запада?

Виктор Панасюк (В.П.): Я не рассматриваю эмоции, как что-то особенное. Это просто часть системы, которой является человек. "Восточный подход" говорит нам о том, что эта система включает тело, энергию и дух. Энергия делится на разные типы. Их много.

Эмоция — это всего лишь реакция человека на свои мысли, на свои желания или на какое-то внешнее воздействие. Но в Китае еще увязывают эмоции с работой внутренних органов. Например, эмоция сердца — радость или горе , печени – гнев , почек – страх и т.д. Организм — единое целое, и в нем все взаимосвязано . Наполнено ли, скажем, сердце энергией? Какая эта энергия? В каком состоянии она (энергия) находится? Причем система работает в обе стороны: функционирование органа влияет на эмоцию, а эмоция – на состояние органа. Люди иногда умирают от инфаркта, не справившись с собственной радостью.

И далее мы приходим к тому, чтобы взять все это под контроль. Как это делается? Во-первых, ты должен научиться останавливать свой внутренний диалог, создавать своеобразную пустоту в голове. Это контроль мыслей. Во-вторых, ты учишься чувствовать эту самую энергию и управлять ее. Выстраиваешь позу.

Интересно, что принципы, которые используются для управления энергией, для ведения поединка, они универсальны. Их вполне можно применить к любой другой деятельности, например, в бизнесе.

Михаил Крапивин (М.К.): В "западном подходе" эмоции понимают как сложную психофизиологическую реакция, ответ на какой-то стимул. Этот стимул может находиться во внешней среде или, например, прийти из воспоминаний.

За многими эмоциями стоят эволюционные императивы. Например, за гневом – стремление преодолеть некое препятствие. За печалью – необходимость попросить своих сородичей о помощи. За удивлением – отреагировать на неожиданность. С этим связано наше эмоциональное поведение. Именно поэтому, скажем, при неожиданности мы шире открываем глаза, а при отвращении – поднимаем верхнюю губу и из-за этого морщим нос. Более того, эмоции проявляются на лице человека даже тогда, когда их подавляют, осознанно или нет. В форме так называемых микро-выражений, открытых доктором Полом Экманом (длятся значительно меньше секунды). Когда-то эмоции помогали нам выжить, а сейчас, в существенно изменившемся социальном контексте эмоции, как говорит Экман "могут спасти, обогатить, а могут и разрушить нашу жизнь".

Современная наука подтверждает прямую и обратную взаимосвязь между эмоциями и микро-выражениями. Например, если "собрать лицо в страх", то через какое-то время ты этот страх ощутишь.

Но вот в плане контроля над эмоциями взгляды Востока и Запада отличаются. Доктор Экман утверждает, что после старта эмоции наступает так называемый рефракторный период, в ходе которого мы не способны что-либо изменить. Это период, когда эмоция полностью поглощает нас. Но, если вы осознаете, что попали в рефракторный период, то у вас возникает возможность выбора. Например, вы можете просто выйти из ситуации, отстраниться, чтобы не наломать дров. То есть гнев вы будете чувствовать все равно, но сможете решать, говорить вам что-то или нет.

О внутренней работе

С.С.: Очень интересно обсудить вопрос, затронутый Виктором Борисовичем. Расскажите, пожалуйста, подробнее о практиках работы с энергетическими центрами, в частности с танденом или нижним даньтянем.

В.П.: Танден или нижний даньтянь – это зона, расположенная на 2-3 см ниже пупка, в глубине тела. С точки зрения энергетического устройства тела это место где хранится, где хранится энергия.

Недаром наши предки говорили: не щадя живота своего. В практике боевых искусств мы учимся постоянно концентрироваться на этой зоне. Учимся "стягивать" к ней тело, брать из нее усилие, трансформировать ощущения в ней и т.д. Так же напомню, что танден совпадает с центром тяжести человеческого тела. Постепенно ты привыкаешь к работе с этой зоной постоянно. А дальше происходит следующее…

Однажды вечером я возвращался домой. Совершенно неожиданно на меня бросилась собака. Я прямо ощутил, как "химия" внутри закипела, сердцебиение усилилось, пот выступил. Вот прямо в эту секунду я почти случайно взял и "скрутил" все эти ощущения в танден. И реакция тела не пошла дальше. Просто остановилась. Словно выключатель сработал. В дальнейшем я стал использовать концентрацию на тандене в других ситуациях. Например, в самолете, пролетающем через зону турбулентности.

А вообще, способы использования тандена в боевых искусствах эта тема непростая, ее невозможно целиком раскрыть "заочно" на расстоянии.

М.К.: Очень интересно. Исходя из последних научных исследований, полностью "удалить" существующие эмоциональные триггеры, запускающие аффективные программы (комплекс психофизиологических реакций), фактически невозможно. Только ослабить. Описанный триггер относится к так называемым "вариациям" эволюционных "тем", их ослабить действительно проще, если с ними целенаправленно работать.

Я могу прокомментировать слова Виктора Борисовича следующим образом. В ходе занятий карате практик многократно повторяет последовательность действий с танден (например, ката Санчин в Годзю-рю), при этом полностью концентрируясь на этом действии. Это может формировать свою аффективную программу, которую можно запускать внешней последовательностью действий (как ритуал в додзе, например). Психофизиологический профиль этой программы снизил действие программы "страх" или "гнев", триггер – собака, громкий звук, резкое движение. Удивляет, что это произошло так быстро, так как такую операцию можно сравнить с переключением автоматической коробки передач с "вперед" на "назад". Может не выдержать. Обычно, рефракторный период, когда мы не воспринимаем другие сигналы, длится какое-то время.

Об управлении эмоциями

С.С.: Какие еще существуют методы управления эмоциями?

В.П.: Предположим вы боитесь пауков. Я, например, их очень боялся в детстве А в том месте Китая, где живет мой учитель, пауков особенно много. И они просто гигантские! Как можно разобраться с такой ситуацией?

Можно подумать о том, почему возникает этот страх. Ведь далеко не каждый паук реально опасен. В открытом бою с ним я, скорее всего, смогу победить. Шучу (улыбается). Тогда откуда страх? Скорее всего, из детства. Или генетическая память. Страх или фобия – это перенос детских впечатлений в будущее. Как с ним справиться? Остановить внутренний диалог, сделать голову максимально пустой. Войти в то состояние, которой я называю "цигун-состоянием" (это такой легкий транс). В этом состоянии можно отстраниться от слишком острых реакций и даже изменить их.

М.К.: Страх пауков – классический пример эволюционных аффективных программ.

Как можно с этим работать? Основная проблема состоит в том, что большая часть нашей эмоциональной жизни нами не осознается. Часто мы не отдаем себе отчет в том, что мы испытываем эмоции. Осознанность – ключ. Тогда мы будем переживать физиологию эмоций (например, страх от паука, сидящего напротив нас), но будем контролировать свои действия в этом состоянии. Нас может передернуть, мы можем испытать дрожь, сердце может забиться. А рука будет тянуться за газетой, чтобы смахнуть его.

Но это серьезная работа. Эмоции нужно научиться распознавать по их физиологическим признакам. Самые серьезные триггеры нужно через дисциплинированное исследование себя "вытащить" наружу, а связанные с ними сценарии – детально проработать.

После этого за своими эмоциям можно даже наблюдать в эмоциональном состоянии. Как ребенок, который смотрит на облака, которые сгустились, превратились в тучи и растаяли без следа.

В.П.: То, о чем говорит Михаил, это действительно хороший, надежный способ. И думаю, этот метод очень хорошо подходит для работы с эмоциональным фоном в деловой среде. Но есть еще и резкие, экстремальные ситуации, когда нужно мгновенно ориентироваться и действовать. В восточных боевых практиках есть много специальных упражнений, в которых совмещаются спокойствие и опасность, спокойствие и болевые ощущения. Это методы активной медитации. И есть очень эффективные методы "тихой" медитации, когда работа идет только с мыслями. Так же как и эмоции, большинство людей не отслеживают полностью свои мысли. Часто бывает, что те, кто начинают практиковать медитацию, вдруг замечают, что мыслей стало больше, чем было на начальном уровне. Ты стремишься остановить диалог, а мыслей все больше и больше. Это хороший знак того, что процесс практики идет правильно, и уровень осознанности растет.

М.К.: Сейчас фронт научных исследования аффективных состояний и автоматических мыслительных процессов (так называемая Система 1) постоянно расширяется. То, о чем говорит Виктор Борисович, это мудрость веков, и все чаще ученые находят научные обоснования механизмов древних практик. Например, исследования оксфордских ученых убедительно доказывают эффективность медитации (об этом в книге Марка Уильямса). Ты знаешь о моей приверженности инструментам, упомянутым в древнекитайском трактате Гуй Гу Цзы. Я уверен, что это только начало. Древнее и современное объединяются, и это дает нам самые разнообразные возможности для самосовершенствования, в том числе в области эмоционального менеджмента.

Дополнительно почитать

Комментарии:

  • Тимур Емельянов |

    Явно требуется продолжение беседы.

  • Мариша |

    Интересно, для чего понадобилась научно доказывать эффективность медитаций? Кто-то сомневался? Давайте признаем, что не все поддаётся науке, не все ей по зубам.

  • Сергей |

    Не слышал, чтобы в карате был стиль»Белый Журавль». Это китайское что-то

    • Сергей, вы правы. Китайский белый журавль — это материнский стиль (один из) для окинавского карате годзю рю. Виктор Борисович не только известный мастер годзю рю, но и адепт одной из самых старых ветвей школы Журавля, личный ученик патриарха стиля в этом поколении.

Напишите интересный комментарий

Войти с помощью: