Борис Бурда: Я еще и гурмэ
Совместно с Михаилом Кожуховым мы трудимся над проектом, который надеемся скоро представить вашему вниманию. Это будет электронный Альманах (позвольте пока скрыть от вас остальные подробности 🙂 ).
Частью моей работы является общение с будущими авторами Альманаха. И сегодня я с большим удовольствием познакомлю вас с одним из них. Это Борис Бурда, телеведущий, писатель, кулинар, неоднократный победитель интеллектуальных игр.
Специально для Альманаха Борис подготовил рассказ о пяти самых интересных блюдах, которые ему удалось попробовать в путешествиях. Сейчас (и только для читателей моего блога) – первое блюдо из списка Бориса Бурды.
Гурман и гурмэ
Но в начале предлагаю вашему изысканному внимаю небольшой фрагмент нашей беседы с Борисом Бурдой. И не удивляйтесь (или, наоборот, сильно удивляйтесь!) тому, что мы говорим не про интеллектуальные задачи, а про искусство наслаждения едой.
Как такой человек, как Борис Бурда выбирает для себя еду? Какими критериями он пользуется?
Как и все, стараюсь есть то, что мне понравится. Но при этом хотел бы, чтоб еда нравилась мне и в момент ее приготовления или заказа (простота приготовления, красота, приемлемая цена), и после ее употребления (приятный вкус, хорошее самочувствие), и в относительно долгой перспективе (польза для здоровья). Жертвовать чем-то одним из перечисленного ради другого не стоит — всегда можно найти еду, подходящую по всем указанным критериям.
Считаете ли Вы себя гурманом? Может быть, даже эпикурейцем?
Конечно, я гурман — любитель хорошо поесть. Но очень надеюсь, что я еще и гурмэ — человек, который разбирается в еде, понимает тонкие оттенки вкуса и умеет ими наслаждаться. А вот слово "глютон", означающее "грубый обжора, которому лишь бы сожрать побольше", очень надеюсь, не имеет ко мне отношения.
Чем для Вас является трапеза? Ритуалом? Удовольствием? Необходимостью? Чем?
Всем перечисленным и чем-то еще, чего не опишешь словами.
Как стать настоящим гурмэ?
Нужно признавать кулинарию жанром искусства — таким же, как архитектура, скульптура, поэзия или балет. Да еще и помнить, что это самое сложное и несчастное из искусств — его шедевры уничтожают его же поклонники, причем, чем великолепнее шедевр, тем скорее и с тем большим удовольствием он будет уничтожен.
Требуются ли какие-то тренировки? Обучение?
Жизнь научит сама.
* * *
А теперь обещанный рассказ от Бориса Бурды.
Самое древнее копченое домашнее животное
А теперь Есть масса видов копченого мяса, и многие из них уже стали прославленными деликатесами – парма, хамон, арденнская ветчина, перечислять можно долго. Но не все знают, что не хуже прославленных видов копченостей оказывается это экзотическое копченое мясо, которое дает нам одно из первых животных, прирученных человеком.
Только не надо бояться – это не собачина, есть этих признанных друзей человека лично для меня неприемлемо из моральных, а не гастрономических соображений. Дело в том, что ученые до сих пор не решили, кто же был первым одомашненным диким зверем – собака или северный олень. Так вот, копченую оленину я впервые попробовал в московском ресторане "Твин Пигс", а потом уверился, что это действительно так вкусно, повторив свой гастрономический опыт в Якутске, поближе к местам ее производства. Правда, не в самих этих местах, якуты сеют хлеб и растят коров и свиней, как у нас в средней полосе, а оленеводы – это их северные соседи эвенки, но копченую оленину в Якутске давно уже узнали и оценили.
Вкус оленины индивидуален и узнаваем, консистенция достаточно мягкая и сочная, аромат необыкновенный, явно не только от дыма зависящий. Оленина – мясо не жирное и не тяжелое, съесть его можно очень много, причем именно этого и хочется.
И в Москве, и в Якутске мне предложили к оленине одно и то же сопровождение – качественную квашеную капусту, прекрасно оттеняющую достоинства мяса. Даже удивлен, что этот деликатес недостаточно востребован – это только из-за лености и нелепых таможенных барьеров, вкус просто потрясает! Правда, видел его в Тарту на кулинарном празднике "Неделя девяти кухонь" — шведские и финские кулинары гордятся этим деликатесом и считают его неотъемлемой составляющей кухни своей страны. Русскоязычный эстонец, сопровождавший меня на празднике, с ужасом прошел мимо этого блюда – напутал с переводом этикетки и решил, что это мясо рыси. Я сразу ему не поверил, потому что отлично помнил, что мясо рыси подавали в XVII веке к столам русских царей именно потому, что у рыси мясо белое. А копченая оленина – темно-вишневая, смотреть на нее тоже приятно.
(Полная версия рассказа Бориса Бурды будет в нашем Альманахе)
* * *
С кем из известных путешественников вам бы хотелось прочитать интервью? Чьи материалы вам интересны? Расскажите, пожалуйста, в комментариях.
Дополнительно почитать
- Михаил Кожухов: 5 авторов
- Михаил Кожухов: Искать точку опоры в себе самом (интервью)
- Михаил Кожухов: Ревновать к Копернику! (интервью)
- Леонид Гелибтерман: 10 благородных напитков
- Эркин Тузмухамедов: Философия жизни совершенно разнообразна (интервью)
- Бек Нарзи: У меня самая лучшая профессия! (интервью)
- Константин Ропаев: Жизнь с ответственностью за поступок (интервью)
Очень вдохновляющий анонс, Сергей! Когда ожидать альманах? Как его можно будет прочитать?
С Дроздовым
Пригласите Конюхова и Дроздова.
Пригласите меня на интервью 🙂 🙂