Занятие # 5. Сенситивные потоки
Сегодня у нас в Мастерской сенситивности финальное занятие. В нем будет не только практикум, но и традиционный для завершающих выпусков список рекомендуемых книг и фильмов.
Я благодарю Елену Шугалей за подготовленные для нашей Мастерской сенситивности материалы и надеюсь, что в будущем мы продолжим сотрудничество.
Слово Елене Шугалей.
Как развить осознанность восприятия
Я приветствую всех, кто осознанно или неосознанно практикует сенситивные возможности, то есть всех нас! Мы обучаемся расширению своих сенситивных матриц ежемгновенно. Если вы много времени проводите, например, в мегаполисе, то сможете заметить: ваша чувствительность к различению техногенных шумов развивается. Если поживете в Восточной Азии – начнете калибровать нюансы знаменитых "16 обязательных улыбок", услышите все больше голосов многочисленных птиц и т.д. Осознанность восприятия добавляет особый привкус свободы и удовольствия. Этому мы и посвятим последнее занятие Мастерской.
1. Синестезия или целостное восприятие. Если вы продолжите практики расширения сенситивных диапазонов из 4 занятия, с нейрофизиологической неизбежностью заметите: очень легко фиксировать состояния повышенной сенсорной чувствительности через образы других сенсорных систем. Например, для запоминания особых ощущений тела, пороговых звуковых или гравитационных маркеров очень удобно использовать визуальный образ. Пример из практики (человек работал с аудиальным каналом, ослабленным после автокатастрофы). "Если я напрягаю слух, чтобы наконец-то услышать тиканье часов, перенесенных очень далеко, мне помогает представление об этом звуке как о ритмичных вспышках света. Заметил, что вспышки зеленовато-золотого света позволяют сразу повернуть голову в направлении источника, а затем услышать его. Чем больше тренируюсь, тем более синим становится звук, а источник практически не приходится искать".
Запахи и вкус у профессиональных дегустаторов часто окрашены в определенные цвета. Для описания "темного мышечного чувства" или вибраций визуализация образов иногда становится единственным алфавитом. Интересно, что у слепо-немо-глухо рожденных людей есть система точных внутренних образов, особенно визуальных. Специально интересовалась опытом интерната в Загорске, можно посмотреть работы доктора психологических наук (слепоглухого от рождения) Суворова А. В. Жаль, что научные исследования у нас прекратились. Признанными синестетиками были многие великие люди (М. Скрябин, В. Набоков, М. Чюрленис и др.), но я уверена, что их значительно больше, чем доступных описаний.
Начиная от алфавита, цвета и звука различных букв, заканчивая "цветом и звуком мысли", постарайтесь выделить для себя набор сенситивных связок. Когда вы практикуете сенсорную остроту или стараетесь максимально полно запомнить какое-то впечатление, доведите до пика эйдетику, одновременность восприятия по всем каналам. Выделите самый сильный маркер для этого восприятия, например, трель птицы, ощущение прикосновения к коре дерева, запах травы или мгновенные блики солнца на поверхности воды. Закройте глаза, уши, измените положение тела и постарайтесь максимально полно и одновременно воспроизвести в памяти все впечатление. Откройте глаза, послушайте, потрогайте и проверьте его точность. Сделав проверку несколько раз, вы обратите внимание на выросшую наблюдательность и точность восприятия. Заметьте, с каким сенсорным каналом вам проще всего работать, используйте его для дальнейшего развития механизма синестезии.
Синестезия. Практикуйте личную ассоциативную привязку визуальных образов к более непроявленным телесным, звуковым, обонятельным, особенно к пороговым состояниям. Например, прослушивание музыки очень стимулирует возникновение внутренних визуальных рядов, постарайтесь их записать, зарисовать, если это возможно! Можно поиграть с созданием слайд-шоу или с определенными живописными темами. Например, у М. Чюрлениса есть целые циклы живописных сонат, прелюдий, фуг. Уолт Дисней в своем не настолько известном мультфильме "Фантазия" тоже сделал редкую попытку визуализации музыкальных произведений. Творите, выражайте, увязывайте с личным опытом всю палитру ассоциаций!
2. Сенситивный поток. Мы все хоть раз в жизни испытывали это архетипическое состояние полного, объемного, целостного восприятия, когда имеют значение все звуки, вся палитра красок и образов, все запахи и ощущения. Ветер, влажность, особая атмосфера, особое, например, утреннее или повышенно четкое вечернее освещение, особая яркость, выразительность – и особое чувство единства. К сожалению, объем текста не позволяет делать вставки с примерами из литературы, но постарайтесь найти, вспомнить сходное переживание. Его можно вызывать самостоятельно.
Если вы практиковали предыдущие техники расширения сенсорных матриц, это получится легко и естественно. Когда вы в следующий раз окажетесь на природе, в комфортном для себя месте, расслабьтесь, максимально осознанно фиксируйте все сенсорные сигналы, как можно больше, как в технике сенсорной перегрузки. Погрузитесь полностью в сенсорный поток извне и параллельно отмечайте свои внутренние реакции, отклики всего организма. Самое главное – ощущение целостности и единства с каждым движением пространства, с каждым вдохом общего воздуха, наслаждение разнообразием, красотой, полнотой. В некоторый момент это состояние возникнет как реальный, личный, точный опыт. Ты – тоже поток, и все едино. Это состояние невозможно спутать ни с чем. К. Г. Юнг, заинтересовавшись переводом "Тайны золотого цветка" Рихард Вильгельма, назвал описываемое состояние емким "Это – То". Пожалуй, лучше не выразить… Экзистенциальное переживание, которое вам захочется сохранить не только в памяти. В любом состоянии максимального самовыражения, творчества вы будете иметь возможность вернуться в этот опыт, записанной в нервной системе, и осознанно расширить рамки сенситивных потоков.
Я не прощаюсь с вами, поскольку к занятиям в Мастерской вы можете присоединиться в любой момент. Хочу пожелать каждому из нас богатых, сенсорно полных осознанных впечатлений! (Елена Шугалей)
Лучшие книги для развития сенситивности
- Рэй Брэдбери "Вино из одуванчиков". Книга переполнена чудесной сенсорикой. Особое внимание обратите на эпизоды болезни-выздоровления главного героя и тот, в котором героиня чувствует опасность (занятие 4).
- Герман Гессе "Игра в бисер". Кроме огромной ценности этой книги в целом, буквально цитатами можно выбирать описания синестетических и потоковых состояний.
- Джоанн Хэррис "Шоколад" и "Ежевичное вино". Вкусное, легкое чтение.
- Уилл Макдональд "Руководство по субмодальностям". Это специальная, а не художественная книга. Технологии поиска все более и более тонких различий в сенсорных сигналах по всем системам восприятия.
Следующую "странную" книгу я рекомендую для ознакомления с психотехниками, отрешившись от контекста и от пистолетов (по желанию). Это 3 глава, стр. 162-240, дальше есть только о стрельбе на слух и стрельбе в темноте. Потапов А. Приемы стрельбы из пистолета. Практика СМЕРШа.
Лучшие фильмы для развития сенситивности
- "Зеркало", Андрей Тарковский, 1974. Вот где настоящие субмодальности смысла в каждом кадре и в поэзии монтажа. Музыка Э. Артемьева. Всмотритесь. Жаль, что этот фильм постепенно исчезает из нашего культурного пространства ассоциаций, как след от кофейной чашки в его кадрах.
- "Пепел и снег (Ashes and Snow)", 2005, документальный проект Грегори Кольбера, фильм-медитация. За 13 лет он совершил 32 экспедиции в самые удаленные уголки нашей планеты. Одна планета. Единое целое.
- "Весна, лето, осень, зима… и снова весна (Bom yeoreum gaeul gyeoul geurigo bom)", 2003.
Замечательный фильм корейского режиссера Ким Ки Дука. Посмотрите сами! - "Барака (Baraka)", 1993. Слово "барака" в арабском означает "благословение", "блаженство". В контексте суфийских учений "барака" имеет значение "дыхание жизни".
- "Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни / Uncle Boonmee Who Can Recall His Past Lives" Loong Boonmee raleuk chat, 2010. Это первый тайский фильм, который был отмечен "Золотой пальмовой ветвью". Таиланд с его "изнаночной" стороны, где люди и духи живут рядом и никто этому не удивляется. Таинственный и странный мир на границе между будничной реальностью и тропическими лесами.
Предыдущие выпуски Мастерской сенситивности
- Занятие # 4. За гранью сенсорного отклика
- Занятие # 3. Сенситивный всплеск
- Занятие # 2. Сенсорная перезагрузка
- Занятие # 1. Сенсорная острота
- Мастерская сенситивности с Еленой Шугалей
Дополнительно почитать
- Sharing… мозга (самый обсуждаемый пост за последний месяц)
- Про сенситивность
- Резонанс Шумана, гроза, солнечный ветер и… мозг
- Леонид Кроль: 11 советов счастливому путешественнику
- Ожидаемая непривычность
- Максим Поташев: Быть равноправным партнером незаурядных людей (интервью)
- Максим Поташев: Мы не деградируем, мы умнеем (интервью)
Мастерские
- Мастерская внимательности (серия онлайн-уроков)
- Мастерская дисциплины ума (серия онлайн-уроков)
Спасибо за отличную Мастерскую! Жаль, что так быстро все закончилось.
P.S. К Сергею просьба делать отдельные подписки по Мастерским. Иначе трудно отслеживать новые публикации.
Большое спасибо, Мария! И Мастерская не закончилась :-). Эти практики, единожды начав, закончить невозможно. Все больше и больше тонкостей, все больше полноты и удовольствия, осознанности восприятия, яркости впечатлений, внимания к нюансам… Это очень приятно и комфортно, дает силу ощущения жизни. Так что, практикуем! Если появятся личные вопросы, в любое время с удовольствием отвечу.
Ой, забыла вопрос 🙂
Елена, что такое синестезия?
Ой! Это я забыла! Спасибо, Мария :-). Синестези́я (греч. συναίσθηση — одновременное ощущение, совместное чувство) — явление восприятия, при котором раздражение одного органа чувств (вследствие иррадиации возбуждения с нервных структур одной сенсорной системы на другую) наряду со специфическими для него ощущениями вызывает и ощущения, соответствующие другому органу чувств. Сейчас, ура!, стали говорить о синестетическом восприятии как видовом преимуществе, а не «нарушении».
Истоки причин соединения видимого и слышимого восприятия на человеческие рецепторы уходят в глубь веков. Ещё в древности существовало искусство под названием синкретика, то есть неделимое на роды и виды. Цвет и звук в сознании первобытных предков принадлежали определенным предметам, а восприятие предметов было конкретным. Именно поэтому танец и свет от пламени костра, которые были обязательными ритуальными действами, являлись нераздельными и исполнялись в определённых и предназначенных для этого случаях.
По мнению Чарльза Осгуда, именно феномен синестезии, состоящий в возникновении ощущения одной модальности под воздействием раздражителя другой модальности, служит основой метафорических переносов и оценок.
Baraka???? С той поры вышло много более качественных видовых фильмов.
Дело не в видовых рядах… Здесь тонкое соединение субмодальностей. «Зеркало» Тарковского вышло еще раньше. Тонкость нюансировки :-). Так же, как и в «Вине из одуванчиков» при чтении.
Григорий, я прошу вас — поделитесь с нами теми интересными видовыми фильмами, о которых вы говорили. Я с удовольствием проанализирую и напишу, на что обратить внимание. Будем вам очень благодарны!