Яна Франк: О вдохновении, интересе и Музах
Мы продолжаем исследовать тематику творчества, мышления и вдохновения. Сегодня я предлагаю вашему вниманию нашу беседу с Яной Франк (писателем, художником, автором популярного блога). Постоянные читатели, вероятно, помнят наше предыдущее интервью с Яной.
Узнать больше о Яне можно на ее сайте Miu-mau.org.
Про определения
Давайте начнем с того, что немного определимся с терминами. У нас есть три понятия: вдохновение, интерес и муза. Что они означают?
Для начала я хотела бы сказать, что речь о терминах, которые я использую в своих книгах и в блоге, где много пишу на эту тему. Вероятно эти термины иначе трактуются в какой-нибудь энциклопедии, и разные люди вкладывают в эти слова свои значения. Я не претендую ни на какую правду в последней инстанции. Просто я когда-то сформулировала, что под этим понимаю я. Чтобы во-первых моим читателям было понятнее, о чем я пишу. А во-вторых — чтобы не повторяться. Описав термин один раз, я в дальнейшем просто использую его, без лишних разъяснений.
Итак:
Вдохновение — это решимость что-то делать! Это такое состояние, в котором человеку очень хочется именно решительных действий. Ему настолько важно, чтобы что-то произошло, что он находит любые способы высвободить для этого какие-то ресурсы, и делает. Без вдохновения люди жалуются на то, что "голова забита кучей проблем", и "жизнь так устроена, что совсем нету времени заниматься любимым делом". Как только появляется настоящее вдохновение, мешающие мысли чудесным образом куда-то задвигаются, и человек начинает при каждой возможности думать о вдохновляющем деле, размышлять, мечтать, строить планы, уточнять задание, дополнять его идеями. И время, чтобы сделать — тоже находится. Либо между всеми делами находятся небольшие кусочки времени, и человек начинает потихоньку двигать свое дело небольшими шагами. Либо он вдруг принимает решение, что может отдать проекту целый кусок времени, и бросается на работу.
Интересу не нужно давать какое-то конкретное определение, все знают, что это такое. Просто многие недооценивают важность этого состояния. Знали ли вы, что интерес — это главный мотиватор человека в работе, и главный двигатель творческой деятельности? У меня как-то был длинный философский разговор с другом программистом. Я пыталась убедить его, что фактически научить рисовать можно практически каждого. Например, рисовать очень реалистично и похоже людей и предметы — по канонам академического рисунка и станковой живописи. Я знаю платные школы, где, с помощью ряда приемов и стандартных заданий, такое умение прививают практически каждому. Безусловно, там тоже учатся люди с разными талантами и с разным потенциалом. Но вы бы удивились тому, что считается там "минимумом", без которого оттуда фактически не уходит никто. На этот минимум можно счастливо жить всю жизнь, считаясь сильным и профессиональным художником. Примерно то же самое мой друг пытался рассказать мне о программировании. И это было очень интересным разговором, потому что мы как раз были живым опровержением наших же теорий.
Сколько меня кто-то ни пытался научить каким-то азам программирования — я демонстрировала запредельную тупость в этом вопросе. Я не двигалась вообще никуда, ничего мне не было понятно, ничего не застревало в голове. Я — безнадежный случай. Как говорят немцы: "Совершенно свободна от всяческого таланта".
Примерно такой же опыт у моего оппонента был с рисованием. И вот мы пытались выяснить — что же нам мешало. В деле, которому якобы можно обучить даже обезьяну — почему мы не продвинулись никуда? После долгих копаний мы пришли к простому выводу: каждому из нас то самое дело не интересно. Вот и все. Отсутствие интереса приводит к тому, что человек не в состоянии пройти все необходимые задания, нужные для достижения цели. Он не в состоянии их "вытерпеть", у него не хватает никаких душевных сил просто сделать нужный минимум телодвижений, ведущих к цели.
Без интереса человека практически нельзя ничему научить. Без интереса он ничего не достигнет, не обучится делу, не поднимет бизнес, а наличие интереса к какому-то предмету помогает преодолеть чуть ли не любые трудности, возникающие на пути к цели.
Так же интерес — это ключ к "настоящим" знаниям. Имеются ввиду те знания, которые задерживаются в голове навсегда, и которые человек пожизненно способен "выкопать из своей головы" в случае надобности. Все знают, что зазубренные знания — это не знания. По-настоящему закрепляется в нашей голове только то, что вязано с большим количеством ассоциаций, других знаний, эмоций, личного опыта. Когда что-то является частью большой и сложной картины, оно "всплывает" часто — каждый раз, когда мы обращаемся к какому-то другому близкому звену в цепочке ассоциаций. И если оно забудется, можно восстановить и вспомнить, потому что, потянув за одну ниточку, можно по ассоциации размотать весь клубок.
Так вот такие знания приобретаются только через живой интерес к предмету. И приобретение таких знаний — это самый творческий и вдохновительный процесс, который способен проходить человек.
А под Музой я понимаю некое живое существо, которое вдохновляет человека на (творческие) подвиги. Вдохновляться можно чем угодно — природой, чаем в стакане или ночной мглой. Но Муза, это не просто источник вдохновения. Муза вдохновляет нас тем, что у нее (будь она человеком или кошкой) — другая картина мира, поэтому все для нее выглядит иначе, по-другому преломляется через призму ее сознания. И это позволяет нам увидеть вещи в другом ракурсе, что может быть очень вдохновительным. Потому что творчество, это всегда — выход за рамки привычного.
Про вдохновение
Начнем разговор с вдохновения. Что такое "человек вдохновлённый"? Расскажите про это состояние, пожалуйста.
Я уже описала это состояние, когда писала определение вдохновения. Человек вдохновленный — это человек, полный решимости. Он до такой степени хочет что-то сделать, что находит для этого возможности при практически любых обстоятельствах.
Как вызывать вдохновение? Есть ли методы, позволяющие "с гарантией" придумать что-то новое (и, желательно, полезное)?
Вызвать вдохновение можно разными способами. Все знают о существовании прекрасных преподавателей, способных так интересно преподносить свой материал, что и ученикам становится интересно. Они выявляют и презентуют самые привлекательные части материала, а когда появился интерес и мотивация, ученики могут преодолеть и менее вдохновительные части, т.к. они уже загорелись. По сути, вдохновить означает "подтолкнуть" на что-то: некоторым помогает, когда в них кто-то верит, кому-то помогает, если ему набросают больше идей, или предложат выход из тупика. Часто вдохновленные люди эйфоричны, они взахлеб рассказывают о своих проектах, и этим настроением легко можно заразить других людей. На этом построены все семинары так называемых профессиональных мотиваторов. Они эйфоризируют, пока все не заразятся их настроением.
И да, есть методы придумать что-то новое. Хотя гарантий я бы давать не стала. Читайте начало этого интервью: если нету достаточно интереса к теме, то не придумается ничего. И насчет "радикально нового" я бы тоже высказывалась поосторожнее, т.к. по-настоящему совсем новых идей на свете мало. Большинство скомпилировано из каких-то известных и существующих знаний. Но можно придумать что-то очень хорошо забытое, либо что-то, что обычно не "лежит на поверхности" или очень редко приходит другим в голову.
А чтобы придумать что-то полезное, нужно ставить соответствующую задачу. Надо сначала решить, в каком смысле и в какой области оно должно быть полезно. Задача "заработать этим максимум денег" — это один вид пользы, "облегчить работу по хозяйству" — другая. И чтобы придумать что-то полезное в хозяйстве, надо и думать в направлении "что нам трудно в хозяйстве и что можно улучшить", иначе ничего полезного хозяйству не придумаешь. (Или придумаешь совсем случайно — но этот вариант мы не рассматриваем, т.к. вероятность попадания слишком мала).
Про интерес
Теперь затронем тему интереса. Как его появление или, наоборот, угасание влияет на человека?
Мне очень нравится поговорка: "Противоположность от любви — это не ненависть, а безразличие". Мне кажется, она очень хорошо описывает именно то, о чем здесь речь. Пока кто-то влюблен или любит, он весь горит, ему хочется участвовать в жизни другого человека, он интересуется его делами. Когда любовь сменяется ненавистью или яростью/обидами, эмоций и энергетических затрат остается столько же (если не больше). Просто меняется их окрас. А полная противоположность всем этим состояниям — безразличие. Тут человеку вдруг полностью становится безразлично, что происходит в жизни другого, где он, что делает, чем живет. Эмоции полностью отключаются, человек больше не тратит на этого человека ни время, ни ресурсы. И идет заниматься чем угодно — только не этим. Вот это есть отсутствие (или потеря) интереса.
Человек полностью перестает во что-то вкладываться.
Что для Вас означает выражение "жить интересно"?
Жить интересно для меня означает — жить теми вещами, в которые действительно хочется вкладываться. (А не делать только то, к чему принуждают обстоятельства.)
Сталкиваться с вещами, которые будят мое любопытство, и подталкивают меня к приобретению новых знаний и навыков. И открывать для себя новые перспективы и взгляды на привычные вещи.
Про музу
И, наконец, затронем тему музы. Кто может стать музой?
Музой может стать кто угодно. Для кого-то Муза — просто красивый человек или зверь, которого хочется рисовать и фотографировать, за которым приятно наблюдать. Глядя на которого появляется какое-то желание работать над собой или как-то самовыражаться. А иногда Музой бывает кто-то, у кого просто очень другая картина мира. Через него/нее мы можем научиться радоваться чему-то новому, воспринимать и видеть что-то совсем иначе. Подобные открытия обычно стимулируют вдохновение.
Должна ли муза знать о том, что она чья-то муза?
Нет, Муза ничего такого не должна. Хотя чаще всего это становится заметно, либо самой Музе, либо окружающим. Ведь если кто-то вас вдохновляет, вы начинаете к нему тянуться, хотеть общаться, искать контактов и диалога — это трудно не заметить. Безусловно, можно вдохновляться и человеком, который ничего не подозревает о вашем существовании, либо общается с целой аудиторией. (Что часто делают преподаватели или блогеры). Но когда мы говорим о таких вялениях, это обычно переходит в споры о кумирах. Кумир — это как раз фигура, которая вообще далека от нас, живет своей жизнью (либо вообще уже и не живет), а мы узнаем какие-то обрывки о его или ее биографии, и этим вдохновляемся. Это якобы иное явление. Но мне тут не хочется вдаваться в разбирание этих терминов.
Все же считается, что муза активно вдохновляет человека, потому что таки находится в каком-то взаимодействии. Будь то хотя бы регулярное присутствие и демонстрация своей картины мира.
Бывают ли случайные музы?
А что такое "неслучайная Муза"? Все встречи в жизни как-то случайны, и одновременно, наверное не совсем случайны.
Могут ли отношения с музой себя исчерпать? Если это произошло, то что делать?
К сожалению, все отношения себя когда-то исчерпывают. Так устроен наш мир — все в жизни человека конечно. (Как и сама жизнь.) Самое лучшее, что может произойти, это когда что-то хорошее не просто заканчивается, а перерастает во что-то другое, не менее приятное. Но когда-нибудь заканчивается все.
И с отношениями Музы и Мастера все обстоит ровно так же, как со всеми остальными отношениями: хорошо, когда эти отношения себя исчерпывают для обоих одновременно. Плохо, когда для одного история уже закончилась, а для другого — нет. Тогда один теряет что-то, что дорого его сердцу, и ему при этом больно. От этого нельзя застраховаться. Это — тот самый риск, на который мы всегда идем, когда вступаем в какие-то серьезные отношения. С любовью то же самое. Только рискнув, что нам будет вот так больно, мы можем получить те замечательные переживания, которые приносит с собой любовь. Что поделаешь.
Соответственно, об отношениях и разрывах между музами и Мастерами можно писать такие же тома, как об отношениях вообще.
Да, бывает так, что Муза живет только этой своей ролью, и для нее мир обрушивается, если Мастер теряет к ней интерес. И у любого Мастера может случиться то же самое. В моей книге "Муза, где твои крылья" я описывала драму, когда моя мама прекратила (по личным творческим причинам) рисовать свою Музу (которой была подруга, она же — соседка из соседнего подъезда). Это стало по-настоящему большой трагедией для подруги.
Как и во всех вопросах отношений, тут всем можно посоветовать только жить разными интересами и людьми, и не делать ни из кого "единственный свет в окошке". Чтобы не обрушился сразу весь мир, если один человек (пусть даже очень важный) отойдет от своей важной роли в вашей жизни.
Дополнительно почитать
- Яна Франк: С волшебством все очень просто
- Зап: Быть счастливой и радоваться!
- Богдан Курилко: О пути воина, недостижимом совершенстве и долголетии
- Максим Поташев: Быть равноправным партнером незаурядных людей
- Михаил Кожухов: Искать точку опоры в себе самом
- Андрей Лукас: Женщина – это любовь, секс и адреналин одновременно
- Алексей Королев: Playboy — журнал про самоиронию
Яна прекрасна, как всегда!
С программированием все ясно. Для него нужен особый склад ума, у женщин он чаще другой. А вот с рисованием интересно. Почему Яна не попробовала научиться рисовать академически грамотно, если это возможно. Общий интерес к области у нее есть. Чего не хватает сейчас? Силы воли? Времени? Или интереса все же к конкретному грамотному профессиональному умению?
Всё , что прочла — интересно.
Но есть совершенно полярное мнение на этот счёт.
Стоит ли его тут выкладывать?
Интересно ли будет кому-либо это обсуждать?