Михаил Андреев: Стремиться к недостижимому горизонту в развитии
Мы продолжаем изучать различные практики, связанные с управлением ресурсами организма и ресурсами сознания. Сегодня говорим о концепциях и методиках, получивших развитие в одном из традиционных китайских стилей боевого искусства – в синъицюань ("кулак формы и воли").
Мой собеседник – Михаил Андреев, президент "Лиги синъицюань", организатор и участник многочисленных исследовательских поездок в Китай для изучения направлений и школ синъицюань.
О "внутренней работе"
Михаил, давайте поговорим о том, что в традиционных китайских боевых искусствах называется "нейгун". Что это такое?
Слово "нейгун" дословно переводится с китайского языка как "внутренняя работа". И это действительно работа, происходящая внутри человека, но это работа не сознания, как можно было бы подумать, а тела. Это не ментальная работа, а мышечная. "Внутренней" она называется потому, что практически незаметна со стороны. Если подробнее, то это техника или техники, позволяющие оптимально передавать усилие из одной точки тела в другую: из ног в поясницу, из поясницы в плечи, из плеча в руку и т.д. и т.п. Очень точное и тонкое выстраивание тела. Здесь можно говорить об углах сгиба конечностей, о положении плеч и поясницы, о напряжениях и расслаблениях конкретных областей тела, о выстраивании положения позвоночника и прочих нюансах. Эти нюансы, абсолютно не заметные стороннему взгляду, и позволяют создавать усилие, формирование и передачу которого непосвященный человек объяснить не в состоянии.
Зачастую смешивают в одно понятия нэйгун и цигун, я бы так не делал, всё-таки это несколько разные вещи. Цигун переводится как работа с энергией "ци". Это как раз больше работа сознания. Практика цигун может быть статичной и динамичной, мягкой и жесткой, но превалирует в ней именно ментальная техника.
Вы использовали китайский термин "ци" Что такое ци?
По представлениям восточного мира, ци – это энергия, существующая в мире изначально и наполняющая всё сущее во вселенной. В Японии ее называют "ки", в Индии – "прана". В традиционных культурах Востока это очень широкое понятие, одно из основополагающих, которое у нас стали переводить термином "энергия". Это и философское понятие, и конкретный термин, широко использующийся в боевых и оздоровительных практиках.
Китайцы говорят, что существует ци "прежденебесное", т.е. получаемое ребенком от отца с матерью, и "посленебесное" – получаемое извне с воздухом, питанием. Прежденебесное ци с течением жизни тратится безвозвратно и, утратив его полностью, человек умирает. Поэтому мы постоянно пополняем свой энергетический запас внешним ци. Упражнения ушу и призваны максимально улучшить этот энергообмен. Очевидно, что проявление работы ци в организме однозначно связано с дыханием и кровообращением. Например, многие упражнения цигун вызывают резкое усиление капиллярного кровообращения.
Вообще-то я сейчас несколько упростил всю механику энергетики человека, поскольку были опущены еще некоторые понятия, связанные с цигун. Например, существует такая субстанция, как цзинь или цзир, присущая только человеку, только в соединении с ней ци и движется по телу. Но это отдельная тема.
Об энергии ци
Что современная наука думает по поводу этой субстанции?
Есть масса гипотез на тему того, чем может являться ци. Возможно, мы имеем дело с потоком неких частиц, еще не известных науке. Возможно, в феномене ци мы сталкиваемся с проявлением свойств электромагнитного поля в живой среде. Возможно, действует целый комплекс факторов или явлений…
В Китае целые институты заняты работой по изучению феномена ци. Привлекаются известные мастера ушу и цигун. Но, повторю, однозначных ответов пока нет. Наука пока не может объяснить все эффекты, связанные с ци.
Получается, что мы можем рассматривать ци как некий "черный ящик"? Мы не знаем, что и как там происходит внутри, но нашли способы это использовать?
Да. В ушу чаще всего говорят так: "Неизвестно, как это работает, но для того, чтобы добиться результата, надо сделать так, так и так. И результат будет". Почему так происходит, неизвестно. И прагматизм китайцев не заставляет их чрезмерно задумываться об этом.
О работе с эмоциями и взглядом
Вы практикуете стиль синъицюань, который считается одним из наиболее развитых в плане нейгун и цигун. Есть ли в синъицюань работа с эмоциями?
В европейском понимании работы с эмоциями – нет. Но есть работа с общим состоянием, с внутренними потоками. Например, гнев рассматривается как резкое "вскипание" энергии в нижнем даньтянь (это область, находящаяся в нижней части живота). Оттуда она (энергия) поднимается вверх, к груди. И часто там застаивается, вызывая различные нарушения в работе организма: проблемы с сердцем, щитовидной железой и т.д. Одновременно возникают напряжения, спазмы.
Справится с гневом – это значит "остудить" эту субстанцию, опустить ее обратно в "живот". При этом голову надо опустошить, убрать из нее все мысли. Учат именно этому: спокойствию и расслаблению.
Я знаю, что в синъицюань есть очень интересная работа со взглядом. Расскажите, пожалуйста, об этом.
Здесь есть несколько аспектов. Работе взгляда в ушу уделяется очень большое внимание. Почему? В двух словах дело обстоит так: дело в том, что через глаза может происходить мощный энергетический выброс. Наверняка сталкивались с тем, что на взгляд человека можно наткнуться как на палку, или почувствовать чей-то взгляд. Используя определенные упражнения можно даже нанести вред человеку.
Так вот мастера синъицюань воздействуя на противника, пользуются техникой взгляда наравне с работой рук и ног. Говорят так: "Если вы взглядом нанесли удар, то уж ударить рукой и подавно сможете". При столкновении с таким взглядом возникает ощущение, что ты встретился взглядом с тигром. Как это почувствовать? Попробуйте заглянуть в двустволку, нечто подобное точно ощутите.
По взгляду можно определить состояние противника, его решительность, растерянность, готовность к бою, злость, боль. И наконец, при тренировке, отслеживая взглядом движения собственных рук, ты концентрируешься на них, не позволяешь отвлекаться.
О стиле жизни
Можно ли утверждать, что синъицюань – это особый образ жизни?
Да, чтобы овладеть стилем, надо жить им. Это не фитнес, которым можно заниматься 3 часа в неделю. Мой учитель говорит, что практиковать можно в любой момент жизни, лёжа, сидя, стоя, идя по улице. И при этом никто даже не заметит, что вы тренируетесь. Следует обращать внимание на то, как ходишь, как сидишь, как делаешь даже простейшие рутинные действия. У многих движений и приемов находятся аналогии из обыденной жизни. Например, что определенное движение похоже на закручивание болта или на перелистывание листов в книге.
Есть ли какой-то результат, который можно считать высшей точкой, финалом практики синъицюань?
Сложно сказать. Каждый здесь ищет свое. Есть много философских ответов на этот вопрос. От "познания своей изумительной внутренней сущности" до приведения тела и сознания в оптимально работающее состояние.
Если вести речь о боевом мастерстве, то с возрастом понимаешь, что это не главное. Мой наставник говорит так: "Изучение синъицюань – это тройная охрана собственного здоровья, ибо устраняет болезни, проводит постоянную профилактику болезней, и не позволяет никому нанести вред вашему здоровью". На мой взгляд, бессмысленно ставить перед собой какие-то горизонты. Каждый раз перед тобой открывается нечто новое, и ты идешь дальше.
Дополнительно почитать
- Богдан Курилко: О пути воина, недостижимом совершенстве и долголетии (о практике карате Годзю рю)
- Богдан Курилко: Сила быть самим собой (о практике карате Годзю рю)
- Марина Рогожникова: Вся жизнь – это практика, направленная на достижение баланса (о гавайских практиках)
- 10 цитат из Гуй Гу-цзы
Очень давно читал книжку Алексея Маслова про Синъицуань. Помню, что еще тогда очень был впечатлен этой системой. Спасибо за напоминание и новые сведения.
Сложно интересно :).
У Сергея явно вновь проснулся интерес к боевым искусствам.
Хорошее интервью. Спасибо!