Кристина Мянд-Лакьяни: Прогресс — это продолжать раскрывать себя

23 июля 2019 Комментариев: 0

Кристина Мянд-Лакьяни

Мой сегодняшний собеседник Кристина Мянд-Лакьяни, соучредитель компании Mindvalley, международный спикер, филантроп, художница. Вот уже более 15 лет Кристина издает лучших мировых авторов в области осознанности, личностных преобразований, взаимоотношений и оптимизации жизни.

О чем говорим? О Mindvalley, предпринимательстве, Потоке, счастье и многом другом.

О бизнесе и духовности

Mindvalley — это коммерчески успешная платформа, это большой бизнес. При этом очень часто очень часто приходится слышать мнение о том, что бизнес и духовность, бизнес и личностное развитие — это абсолютно несовместимые вещи. С вашей точки зрения, сочетаются ли они? Если да, то каким образом и с помощью чего они сочетаются?

Я думаю, что это один из самых вредных мифов, который существует не только в современном обществе, но и в давние времена. Люди действительно считают, что если ты прикладываешь усилия для того, чтобы сделать мир лучше, то ты должен делать это бескорыстно. Может быть, у меня другой взгляд на эту теорию, именно потому что я пришла в бизнес изначально из государственных учреждений, работала в правительстве в Эстонии, а потом уже из благотворительности. То есть, как раз таки видела слабую сторону благотворительности.

Самая большая проблема данной сферы — это энергия, из которой исходят действия. Обычно, это энергия происходит от какой-то боли, от какого-то чувства вины, это мой личный опыт. Очень часто люди идут спасать мир, потому что им нужно спастись от какой-то своей собственной боли. Мне кажется, самая большая ошибка в том, что мы решаем проблемы человечества сквозь нашу внутреннюю боль, а не исходя из чего-то, что имеет практичный смысл.

Когда мы создаем что-то в Потоке, от того что нам хорошо, от того что это работает, то мы формируем продукт значительно лучше, чем когда мы создаем его из боли или из чувства "я же должен помочь". Поэтому, я считаю, что любая деятельность и особенно предпринимательство должна иметь такую концепцию: "Делать нужно только при условии, что этого хочешь ты, а тебя не заставило окружение".

Волонтерство — это тоже предпринимательство. Разница состоит в том, что предприниматели ввиду своего опыта хотят вознаграждение за тот риск, который они берут на себя и за то время и энергию, что они вкладывают.

Об энергии и Потоке

Мы использовали целый ряд терминов, например термин "энергия". Что Вы подразумеваете под данным словом?

В данном случае я использовала его, потому как предыдущий вопрос был именно про духовность. Я обозначала происхождение этой энергии, ее источники, поскольку она не берется из пустоты. Работа — это энергия, она может быть как физической, так и эмоциональной. Мы затрачиваем энергию на любое наше действие, и нам необходимо получать обратную связь, для того чтобы эта энергия не иссякала.

Второй термин, который Вы использовали — это Поток. Что Вы под ним понимаете?

Все люди объясняют данный термин по-разному. Я имею ввиду ресурсное состояние — состояние, когда тебе все дается легко. Можно провести аналогию с серфингом. Когда идет волна и серфер встает на доску, ловит волну, она несет его. Для меня, поток — это ресурсное состояние внутри нас, которое несет тебя как волна к твоей цели. Ты делаешь много усилий, ты достигаешь намеченного, но при этом не чувствуешь того, что ты вкладываешься, все происходит само собой. Это лично мое понимание Потока.

Что запускает Поток?

Это не моя сфера, не могу ответить на этот вопрос. Есть люди, которые изучают состояние Потока более детально, например Стивен Котлер (Прим.: подборка его материалов у меня в блоге >>). Он также изучает вопрос о том, как запустить Поток. Повторюсь, я не специалист в этом вопросе, я только знаю, что я работаю в Потоке.

С давних времен я художник. Как и для всех людей искусства, Поток — это, когда я блуждаю по комнате и вдруг происходит включение в работу. Я могу себе позволить такое.

Чуть-чуть сдвину фокус в нашем обсуждении. Каждый предприниматель — творец, а творцы должны работать в Потоке. Мое прошлое из художественной школы научило меня тому, что иногда просто необходимо создать пространство для этого. Такое пространство — это 20-30% времени, когда у тебя абсолютно нет планов. Это время должно быть использовано как платформа для творчества. Очень часто, мы — предприниматели, любим заполнять график очень плотно. Этим самым мы часто отрезаем способность быть в Потоке, поскольку для нас эта колея занятости и чувства "я что-то делаю" и становится состоянием Потока. Однако для меня Поток — это именно вакуум. Это именно возможность в какой-то момент уловить волну.

О платформе Mindvalley

Сейчас говорят о том, что наступает Век платформ. В чем заключается сила платформы Mindvalley?

Я считаю, что наша сила в том, что мы как раз таки не платформа. Платформа — это один из слоев того, что мы делаем. Наша компания прошла эволюцию за 16 лет: мы начинали работать, как сайт, затем мы стали издательством (издавали работы авторов). Сейчас являемся больше учебным заведением, хоть и не стандартным.

Мы понимаем, для того чтобы человечество смогло жить более наполненной жизнью, более красочной для этого нужна официальная система образования, а не советы как жить. Хотя бы по той причине, что человечество между собой не может договориться о том, что же такое "духовность" или, что же такое "связь с высшей силой". Поэтому мы взяли ответственность на себя и решили создать такую программу обучения для человечества, но это оказалась не самая последняя стадия в нашем развитии.

Сейчас мы начинаем видеть себя миссией, у которой есть бизнес как мотор. Снова возвращаюсь к идее о благотворительности. Любая благотворительность основана на большой цели, но если у нее нет мотора, который работает в качестве бизнеса, то она так и будет стоять на месте. Мне вспомнилась цитата Ричарда Брэнсона о том, что если ты идешь спасать утопающих, то ты должен убедиться, что твой собственный корабль крепкий.

Вернемся к Mindvalley. Для нас очень важен наш бизнес, поскольку именно он исполняет нашу миссию продвигать вперед. Наша самая основная суть или ядро нашей компании — это помочь человечеству жить той жизнью, которое оно заслуживает. Наша платформа работает как очная школа с огромным количеством мероприятий, а также в формате онлайн. То есть у человека есть программа, учителя, классы и так далее. В этом заключается суть нашей платформы.

Как Вы думаете какими будут образовательные платформы 21-го века?

Я думаю, что пока не знаю этого. Все, что создается сейчас очень быстро набирает обороты. За то короткое время, что мы жили в 21-ом веке мы как человечество создали больше, чем за всю его предыдущую историю. Поэтому я не могу себе даже представить, что будет в будущем. Суть для нас ясна уже сейчас, однако форму я не могу предвидеть. А суть заключается в том, что каждый человек обладает возможностями и даже обязательством перед самим собой жить, а не просто пребывать на этой планете. У нас у всех есть что-то, что мы должны раскрыть и таким образом прожить нашу жизнь "по-настоящему".

Система образования будет больше уходить в то, чтобы помочь человеку раскрыть свой внутренний потенциал. Если посмотреть назад, то можно сделать вывод, что идея о том, что человеческая жизнь имеет ценность стала реальной может быть 100-200 лет назад. Следовательно, идея о том, что человек имеет право быть счастливым прямо сейчас тоже может пустить корни. Однако для некоторых она неприемлемая. Тем более, многие не знают, как это сделать? Ответы есть, но они не доступны для большинства человечества, к сожалению.

О счастье

Что такое счастье?

Оно у каждого свое. Я считаю, для того чтобы его все-таки ухватить за хвост, нужно относиться к нему как к состоянию, а не как к эмоции. Наша проблема в том, что мы часто приравниваем эти два понятия. Приравниваем счастье к восторгу, эйфории, чему-то такому очень интенсивному, но при этом сиюминутному. Тот же Михай Чиксентмихайи, который исследовал Поток, говорил, что есть "базовая точка", как на термостате. У нас у всех есть такая точка. И когда у нас в жизни случаются хорошие или плохие события, мы от этой точки отходим вверх или вниз. Все эти события вызывают у нас эмоции, которые скоротечно проходят. Затем мы возвращаемся в базовую точку. Именно поэтому, нам нужно стремиться к тому, чтобы было как можно больше людей на этой планете, у которых базовая точка была повыше. Ведь когда люди счастливы, они не делают зла друг другу.

Часто, у новорожденных детей базовая точка счастья достаточно высокая. Но всю жизнь нас учат, что радоваться жизни как бы без причины, это некрасиво, глупо и не солидно. Поэтому мы со временем занижаем свою базовую точку счастья. Если посмотреть на взрослых людей, они ходят по улице и не улыбаются. Им кажется, что улыбаться нечему. Например, сейчас лето, воздух так хорошо пахнет, солнце светит. Мне кажется, что этого уже достаточно чтобы чувствовать счастье.

Счастье — это изначально присущая человеку категория или к чему надо прийти?

Я думаю, счастье изначально нам дано как навык. И я сейчас даже изменю свой ответ о том, что такое счастье. Счастье — это просто быть собой. Без угрызений совести, без попыток казаться кем-то другим. Дети не пытаются быть кем-то другим. Дети по своей природе рождаются радостные.

Человечество на протяжении тысячелетий руководствовалось больше логикой, чем сердцем, интуицией, внутренними ощущениями. Логика, она все это "выбивает" из нас.

Счастье дано нам от рождения, но мы от него отучиваемся. Вокруг нас ходит целое общество травмированных людей. Многие люди, когда идут учиться счастью, думают, что позитивная психология это надеть розовые очки и увидеть мир красивым. На самом деле, проблема в том, что мы демонизируем боль. Мы демонизируем все темное и называем это негативным. Кен Уилбер говорит, что и светлое и темное, все идет из одного источника. Но почему мы стремимся к одному, при этом отказываемся от другого? Для меня путь к счастью лег через видение того, что я не могла видеть раньше. То от чего я хотела отказаться, то чего я хотела зарыть в землю и не вспоминать, что оно есть.Через понимание, что это во мне есть, что я такая какая есть.

Виктор Франкл говорит, что боль перестает быть страданием, когда у нее появляется смысл. Когда ты переживаешь боль, и ты видишь в этой боли смысл, то она утихает. Она становиться чем-то другим. Люди настолько демонизируют свой болезненный опыт, что не знают, как с ним работать, что с ним делать. Именно он ломает. Идея о том, что то, что нас не убивает, делает нас сильнее — глупая. Это неправда. Мой опыт показывает, что то, что не убивает большинство людей травмирует на всю жизнь. И я сама как мать, я знаю почему это получается. Потому что когда у нас рождаются дети, мы хотим их отгородить от любого неприятного опыта. Хотя дети явно рождены готовыми к испытаниям. Они знают, что надо с этим делать. Мне кажется, что наша проблема в поисках счастья заключается в том, что для нас счастье это отсутствие боли. Но такого не существует. Я очень часто говорю, что для того чтобы быть счастливым нужно научиться работать со своим негативом и болью, со всем тем, что мы не хотим признавать.

Что делать, когда накрывает этой болью и негативом?

Одна из последних книг Брене Браун начинается с предисловия о падениях и взлетах. "Я упал, а теперь я стал таким благодаря этому падению" — такую тенденцию имеет множеств современных фильмов. Брене Браун отметила тот факт, что никто не обсуждает тот момент, когда ты лежишь лицом вниз на полу. Этот момент — табу.

Что помогает? Это простая идея из психологии — "один день за раз". Один момент, одно дыхание — один день нужно разбить на множество кусочков и постоянно помнить о том, что тебе нужно прожить этот день и все эмоции оставить в нем, а затем прийти в следующий день. Мой совет, если очень плохо — нужно идти к мед персоналу. У нас есть боязнь психотерапевтов, но на самом деле это необходимо, потому что самому справиться очень тяжело. В этой сфере я читала очень много литературы, знаю множество ответов в теории, но при этом совсем недавно я прожила много негативных, тяжелых моментов. В этом самом моменте очень тяжело вспомнить то, что ты знаешь и применить знания на практике. Иногда, когда ты лежишь на полу, тебе просто необходимо побыть с этой болью.

Еще один практический совет для применения, его рекомендуют также и психологи — это вести дневники. Брене Браун в моменты боли советует сесть и прописать то, что ты сейчас чувствуешь. Такой способ помогает ослабить эмоции.

Что для Вас значит развитие?

Для меня развитие означает постоянное движение вперед. Именно вперед. Трудно сказать к чему ведет нас эволюция. Факт в том, что в жизни все меняется, мы не знаем, что будет завтра. Прогресс — это продолжать раскрывать себя, делать мир лучше, при этом идти в ногу со временем. Вспомнился интересный факт: ностальгия — это одна из самых вредных эмоций, потому что она означает оставаться в прошлом и не тянет в будущее.

Дополнительно почитать

Напишите интересный комментарий

Войти с помощью: