Burning Man – это как поселение на Марсе. Часть I
Сегодня мы начнем большой разговор про фестиваль Burning Man и культуру Кремниевой Долины. Почему мне интересна эта тема? Причин много. Одна из основных — я считаю эти площадки одним из основных инновационных и креативных центров всей современной цивилизации.
В этот раз у меня сразу два собеседника. Представлю вам их.
Илья Грин, выпускник (PhD) Стэнфордского университета. После нескольких лет преподавания в Стэнфорде перешёл в индустрию для работы над крупным проектом в области нового типа лазеров для беспилотных автомобилей.
Павел Черкашин, управляющий партнер венчурного фонда GVA Capital, живет в Кремниевой Долине.
Что такое на самом деле Burning Man?
Будем говорить про Burning Man. Как мне кажется, многие воспринимают этот фестиваль только как площадку для "временного помешательства". Что такое Burning Man на самом деле?
Илья: Трудно рассказать о Burning Man в двух словах. Для меня это в первую очередь праздник человеческого творческого потенциала. И это точно не площадка для "временного помешательства". Я бы скорее сравнил Burning Man с временным поселением на Марсе. Почему? Это попытка построить новый тип общества. В тяжелых условиях, но без привычных ограничений, с чистого листа.
Burning Man – это город, который возникает в пустыне всего на одну неделю и затем бесследно исчезает. В него ежегодно приезжают семьдесят тысяч человек, которые сами должны организовать свое выживание в пустыне на наделю. Там довольно суровые условия – жара, едкая пыль, ветер и многое другое. Это предъявляет очень серьезные требования к организации фестиваля и к подготовке участников, какое уж здесь "временное помешательство"?
Парадоксально, но когда вы приезжаете на Burning Man, связь с реальностью не исчезает, а, наоборот, обостряется. Трезвость сознания там очень важна. Сама обстановка этого требует — у тебя должна быть вода, маска и очки от пыли, должен быть соответствующим образом одет и обут. Это все нужно подготовить и продумать заранее, а потом внимательно за этим следить во время фестиваля.
Отдельно надо сказать про технический уровень устройств, которые привозятся на Burning Man. Это очень интересные, высоко художественные и очень сложные технически проекты. Часто это машины гигантских размеров, перемещающиеся среди толпы людей. Это тоже нужно тщательно продумывать и планировать. Другое дело, что новая реальность, остро ощущаемая на фестивале, порой совсем не похожа на реальность привычную.
О людях на Burning Man
Павел, какие люди приезжают Burning Man?
Павел: Для себя я выделяю три группы участников Burning Man. Первая, самая большая группа – это статисты. Они приезжают развлекаться. Для них Burning Man – это Ибица в пустыне. По моим предположениям среди всех участников статистов порядка 70%.
Вторая группа – это люди, которые едут на Burning Man ради своей страсти. Например, инженеры, которые строят знаменитые арткары и прочие мегасооружения и механизмы. Целая каста увлечена всевозможными спиритическими практиками, йогой, танцами, шаманством. Огромный пласт людей приезжает ради музыки. Есть множество других узко-специализированных групп по интересам. По моим подсчетам люди, увлеченные страстью, составляют порядка 25-30%.
И, наконец, крохотная прослойка в единицы процентов участников Burning Man – это люди, которые все это создают. Они приезжают, чтобы отдавать и получать от этого удовольствие. Это люди, которые умеют управлять этим миром. Люди по-своему просветленные. Добровольцы, на которых держатся все инициативы.
Эти три группы людей могут служить системой координат для личного самоопределения. В этом уникальность Burning Man. Там ты можешь попробовать все возможности, все роли. Ты можешь почувствовать, какая часть пирамиды тебе наиболее комфорта. В условиях отсутствия денежных отношений этот эксперимент становится абсолютно чистым. Например, ты можешь найти там рай для безмерного потребления. Или, наоборот, для созидания, творчества. Это превращает Burning Man в реальную фабрику поиска смысла жизни.
Можно ли сказать, что Burning Man – это экспериментальная площадка?
Илья: Да, конечно: люди приезжают туда не для того, чтобы просто выживать, а для того, чтобы сделать что-то, что нельзя сделать в обычном мире. Там нет многих запретов и ограничений, как "вертикальных", от власти, так и "горизонтальных", идущих от коллектива. Там действует принцип "радикального включения" или "радикального принятия". На Burning Man ты можешь одеваться как угодно, участвовать во всевозможных интересных экспериментах, и быть уверен в том, что независимо от твоих действий, тебя никто не осудит, даже косо не посмотрит. На Burning Man этого абсолютно нет. Есть полная свобода самовыражения.
Очень круто! Мечта быть там!!!!
Как туда поехать? Что для этого требуется? Сколько стоит?