Состояние "внутренней тишины": что это такое и как в него попасть (часть II)
Сегодня мы продолжим исследовать тему особого внутреннего состояния — состояния "внутренней тишины" (первая публикация >>). Мои гости сегодня:
- Олег Калиничев, эксперт по распознаванию обмана и эмоциональному интеллекту, директор PEI в России. Его Instagram >>
- Екатерина Варламова, автор курсов по управлению Вниманием и внутренними конфликтами. Преподаватель по цигун.
Что такое "внутренняя тишина"?
Олег Калиничев
Мне нравится одна аналогия – "белый экран" Представьте белое полотно экрана кинотеатра. На нем нет ничего, поэтому когда оператор начинает "крутить" фильм – мы видим только фильм и ничего больше. Если же на этом экране будет какая-то картинка, или пятна или еще что-нибудь, то все, что происходит в этом фильме будет искажено. И чем больше или ярче пятна – там менее точно мы видим что происходит на экране. А эти пятна – это наши собственные мысли, стереотипы мышления, эмоции, ощущения и так далее.
Екатерина Варламова
Для меня внутренняя тишина — это об отсутствии сопротивления каким-либо внутренним процессам. О целостности, которая возникает естественным образом в том месте, где раньше было отрицание или желание "плохое" исправить на "хорошее". В практике тайцзицюань обычно используется термин "покой". Очень сложно объяснить и как-то описать это состояние, потому что любое описание будет слишком неполным. А внутренняя тишина — это в первую очередь о полноте каждого проживаемого мгновения. О способности Внимания замечать самые мелкие движения в том, что обычно воспринимается, как неподвижное.
По сути — это способность Сознания оставаться в неподвижности даже в тот момент, когда внешний мир создаёт самые жесткие условия. Это чувство дома в любых обстоятельствах. Это единственное, что по-настоящему вечно. То есть то, на что человек может опираться без страха, что это когда-то уйдет от него.
Как по своему желанию попадалась в это состояние? Что и как для этого надо делать?
Олег Калиничев
Во-первых его надо тренировать. Самый распространенный способ – это различные созерцательные практики, например то, что называется mindfullness. Во-вторых это каждодневное "вспоминание" о том, что такое состояние есть и попытка войти в него (хотя бы отчасти).
Екатерина Варламова
Весь мой личный опыт говорит о том, что в это состояние нельзя попасть намеренно. Более того, любые попытки это сделать, всегда будут оборачиваться крахом. Я видела очень многих людей, изучающих разные методы и техники и тем не менее, имеющие огромный внутренний конфликт, потому что "внутренняя тишина" убегала от них раз за разом.
Для нашего Ума кажется естественным, что нужно чего-то достигать и только тогда можно куда-то попасть. В этом заключается самая большая проблема. Не нужно ничего достигать.
Остановиться в своих попытках чего-то достичь — это и есть ключ к покою и внутренней тишине. Остановиться — это очень очень сложно. Особенно хорошо это видно в телесных практиках. В частности, в тайцзицюань. Сама практика связана с движением, но суть этого движения — покой и отсутствие самого желания чего-то достичь. Поэтому, единственное, что можно посоветовать — это найти хорошего Мастера и начать тренировки.
Практику очень полезно начать с вопроса "Если я хочу оказаться в каком-то другом состоянии, то что конкретно мне не нравится в текущем?".
Основных инструментов два:
- выявление внутреннего конфликтах благодаря практикам наблюдения (за эмоциями, мыслями, поступками и телесными реакциями)
- созерцание игр Ума, лежащих в основе этого конфликтах.
Видеть игры, в которые играет Ум, создавая внутри нас конфликты — означает направлять Внимание в самую суть внутренних напряжений.
Когда Внимание проникает в напряжение — расслабление и отпускание происходят естественным образом.
Что даёт такое состояние? В чем его ценность?
Олег Калиничев
Ну тут список очень большой может получится. То, что на поверхности – это ясное восприятие картины мира (то самое кино, которое происходит с нами). Приведу два практических примера связанных с моей деятельностью.
Например у меня стоит задача оценить правдивость человека с которым я общаюсь. Это может быть формальное интервью или даже допрос, а может быть и простой разговор в офисе или магазине. Это могут быть деловые переговоры или что-нибудь иное. Если я не буду находится в состоянии беспристрастного наблюдателя, не буду "белым экраном" очень велика вероятность что я допущу ошибку – т.к. наш мозг привык думать "шаблонами". Вот этот продавец похож на того, который когда-то меня обману – значит он точно врет (думает мой мозг, и подкидывает мне "готовое" решение). Или я замечаю какую-то эмоцию, жест или оговорку, которое я знаю из моего опыта иногда (но не всегда проявляются когда человек лжет). Если я не буду беспристрастен – то мой мозг так же выдаст "готовый ответ" и я могу допустить серьезную ошибку.
Другой аспект того же процесса (интервью, переговоры и тд) – так это если я буду занят своими собственными мыслями "Какой же еще ему вопрос задать?" или эмоциями, например буду нервничать или злиться – все это мне помешает эффективно делать мою работу. Я просто не замечу какое-нибудь микро-выражение или изменение тона голоса.
Другой пример, относится к понятию эмоционального интеллекта, управлению своими эмоциям. Если я знаю свой "белый экран", умею входить в это состояние – это помогает мне лучше понимать свои собственные эмоции. Наблюдать за ними, не вовлекаясь в них. Как будто их показывают на экране. Я не являюсь ими, я наблюдаю за ними – а следовательно мне легче изменить это состояние, управлять им.
Когда я безоценочен, назовем это так – я не бросаюсь в выводы, когда слышу что-то что мне, возможно, не нравится. Такой пример: С утра мне звонит клиент и говорит что у них там какой-то форс-мажор и необходимо срочно встретиться. Я планировал в этот день быть дома, и жена думает что так и будет. Я иду одеваться, и она спрашивает: А ты куда? Говорю: мне надо туда-то и туда-то. В ответ (гневно): Почему ты меня не предупредил вчера? Я вызвала курьера и надо чтобы кто-то был дома, так как я ухожу. Если я вовлекусь, отреагирую на ее эмоцию – начнется перепалка. (А эмоции могут быть очень заразны. Очень легко отреагировать резко, если видишь гнев, направленный в твою сторону). Безоценочность позволяет легче принять позицию противоположной стороны. (Кстати, если бы жена чаще практиковала mindfulness то, возможно, и она бы не среагировала резко на неприятную для нее ситуацию).
На тему медитации есть огромное количество исследований. Хочу поделиться одним из них, т.к. в нем принимал участие доктор Пол Экман, человек которого я считаю своим учителем, несмотря на то, что лично мы не встречались ни разу. Это исследование показало, что регулярная практика позволяет снизить уровень депрессии, беспокойства, руминации (это когда в голове "мысленная жвачка" — повторение одних и тех же, как правило негативных, мыслей) и повышает количество позитивных эмоций. А также (что особенно ценно лично для меня) позволяет лучше понимать эмоции других. Это навык, критически важный как для "детектора лжи" так и для любого, кому не безразличны окружающие его люди). Кому будет интересно – вот ссылка на само исследование.
А если и этого мало – почитайте про Матье Рикара — буддийского монаха, который много лет практикует медитацию, и в том числе такую ее разновидность как медитацию сострадания (meditating on compassion). Профессор Ричард Дэвидсон, невролог, подключил к его голове 256 сенсоров, и сканирование мозга монаха (тоже в прошлом ученый, доктор в области молекулярной генетики), и сканирование показало что его мозг генерирует гамма-волны. Они связаны с сознанием, вниманием, обучением и памятью. Как утверждает Дэвидсон, до этого исследования о такой реакции ещё не сообщалось в литературе по неврологии. Сканирование также показало чрезмерную активность в левой префронтальной коре головного мозга по сравнению с правой, что, как полагают исследователи, свидетельствует о снижении негатива и об аномальной способности ощущать счастье.
Екатерина Варламова
Я думаю, что сама по себе внутренняя тишина не является некой конечной целью. Я бы даже сказала, что у этой тишины вообще нет какой-то конечности. Внутренняя тишина — это скорее процесс, нежели какое-то стабильное не изменяющееся состояние. Возможно, я воспринимаю именно так, потому что помимо медитации практикуя боевые искусства, суть которых — медитация в движении. Поэтому, я могу очень много говорить о ценности покоя и внутренней тишины. Это, например, выравнивание физического здоровья. Через перестраивание биомеханики движений, перестраивается вся наша нервная система, психика и сознание. Это естественным образом перенастраивает эндокринную и вегетативную системы нашего организма.
Когда из тела уходят страхи — оно начинает функционировать естественным образом, не сжимаясь под гнётом внешних факторов. То есть реакция на внешний стресс становится адекватной за счёт гармонизации симпатической и парасимпатической нервной системы. Там, где нужно, мы действуем активно, а там где не нужно — мы пассивны. И внутри нас в этот момент не включается диалог о том, что мы что-то упустили, не смогли и не достигли. Это очень эффективное состояние, потому что оно лишено лишней рефлексии, источник которой обычно находится к наших внутренних конфликтах.
Поэтому ценностей я бы выделила несколько:
- свобода быть собой на уровне мыслей, эмоций и действий
- способность видеть возможности вместо проблем в сложные времена
- способность адекватно оценивать происходящее за счёт того, что внутренние реакции хорошо изучены и не происходит включения в провокации
- способность легко переживать перемены и быстро адаптироваться к новым условиям.
Дополнительно почитать
- Состояние "внутренней тишины": что это такое и как в него попасть (часть I)
- Виктор Ширяев: Быть полностью в контакте
- Валерий Веряскин: Тренироваться там, где вы есть
- Евгений Пустошкин: Про интегральный подход и вертикальное развитие
Вирус когда-нибудь закончится, а умение путешествовать останется 😜 😉