Богдан Курилко: Победить в конфликте!
Имя Богдана Курилко хорошо знакомо постоянным читателям моего блога. Мы записали с ним несколько интервью (ссылки см. ниже), которые позже вошли в книгу Богдана "Неизвестное каратэ".
Сегодня я предлагаю вашему вниманию запись нашей новой беседы. Ее особенность в том, что в этот раз мы общались уже в рамках совместного проекта, который называется "Прикладная конфликтология" . Говорим о природе конфликта, об Икигай, Дзен и многом другом.
О конфликте и прикладной конфликтологии
Конфликт обычно воспринимается, как нечто строго негативное. Так ли это для Вас?
В центре той системы, которую я пропагандирую, находятся отношение к конфликту диаметрально противоположное тому, которое напрашивается и принято большинством систем конфликтологии. В них конфликт рассматривают, как ситуацию негативную, требующую наиболее быстрого решения. Причем в качестве решения предполагается погашение конфликта, его фактическое уничтожение.
Я рассматриваю конфликт, как абсолютно положительную динамику, как процесс эволюционный. В нем выделяется огромное количество энергии, которая управляема на старте. Поэтому, если стороны конфликта относятся к конфликту, как к действию крайне негативному и при этом не умеют себя вести в нем, тогда он действительно становится разрушительной стихией. Но если научиться управлять этой энергией, понимать источник возникновения конфликта, видеть вероятные точки безопасного входа в конфликт, иметь стратегию поведения и в первую очередь управлять собой, тогда становится возможным повернуть энергию конфликта во благо.
Есть такое мнение, что сам факт возникновения конфликта — это уже ошибка, проигрыш. Согласны ли Вы с этим?
Я не согласен. В рамках нашей системы есть понятие "контролируемая катализация конфликта". Это точка, в которой не просто конфликт возник, а когда я являюсь его инициатором. Зачастую это необходимо для того, чтобы завершить, например, какие-то долго тянущиеся противоречия. Конфликт может стать инструментом, который как хирургический скальпель вскрывает проблему и показывает, что происходит с организмом на самом деле. Еще раз: конфликт — это достаточно агрессивная форма поведения, но при этом это не значит, что она негативная.
Конфликты бывают разных уровней. Например, в рамках курса прикладной конфликтологии мы рассматриваем конфликт субъективный и объективный. В свою очередь, объективный конфликт тоже очень многослоен. Скажем, на его "верхушке" находится открытая агрессия по отношению к человеку. В ней, конечно, ничего позитивного нет абсолютно. В таких ситуациях надо просто уметь нивелировать возможные негативные последствия.
Тогда получается, что, например, уличная драка — это не конфликт?
Я бы сказал так — конфликт это пространство на одной границе которого находится откровенный агрессор для которого собственно агрессивное поведение — самоцель, на другой откровенная жертва — существо по определению не способное сопротивляться в ситуации противостояния.
Чем дальше мы уходим от этих крайностей к "центру", тем больше появляется возможностей для "игры" и "маневра". Чем ближе события к границам пространства, тем большее значение приобретает соблюдение правил и действия в рамках готовых решений. Поэтому уличная драка — это конфликт. Его наиболее агрессивная форма. Но, с точки зрения поведения в конфликте — наиболее "простая".
Что является идеальным выходом из конфликта? Первый вариант — есть явные победитель и проигравший. Второй — это то, что сейчас называется стратегией Win-Win ("Победитель — Победитель").
Субъективно для меня идеальным выходом всегда будет победа. Другое дело, что эта победа может быть абсолютной, а может быть внутри схемы Win-Win. Если я согласился на какие-то условия, значит меня это устраивает. Поэтому можно говорить, что идеальным выходом всегда будет победа, но победа может быть на каких-то условиях.
В рамках тренинга по прикладной конфликтологии мы говорим о конфликте в очень разных плоскостях, в том числе и о конфликте с самим собой, так?
Как я и говорил, для меня первоначально конфликт делится на субъективный и объективный. Причем субъективный конфликт я еще называю базовым, потому что это конфликт со своим Альтер Эго, с самим собой. Он невероятно важен, потому что конфликт с самим собой — это такая штука, которая не позволяет, например, войти в объективный конфликт и успешно там действовать.
Допустим, существует некий объективный конфликт: "построение карьеры на работе". Например, на одно и то же место претендуют два человека. Одинаковые по выслуге лет, по положению, и каждый из них искренне хочет получить это место. По моему опыту победит тот, кто решит внутренний конфликт, кто будет чувствовать, что он находится на своем месте, что это его работа в которой он абсолютный профессионал. Если человек сомневается, ему будет крайне сложно бороться с уверенным в себе человеком и доказывать, что он достоин этого места. Это такой простой, даже банальный пример.
Об Окинаве и Икигай
В основе курса "Прикладная конфликтология" лежат наборы практик и идей, идущих из традиций Окинавы. Расскажите об этом, пожалуйста.
Я бы сказал, из традиций Азии, ведь в данном случае Окинава является наследником Китая, Китай еще кого-то и так далее. В первую очередь Азия, но да, основным источником передачи является Окинава. И в октябре этого года мы будем делать там специальную программу — Okinawa Camp, которая позволит на своем собственном опыту почувствовать, прожить опыт Окинавы.
Одним из ключевых понятий окинавской традиции является понятие "Икигай". Вокруг этого термина сейчас родилось много мифов. Что такое Икигай на самом деле?
Икигай — это, говоря языком нашей темы, это абсолютно решенный базовый конфликт. Это осмысленная жизнь с пониманием своего положения в ней. Полное отсутствие внутренних противоречий с окружающей действительностью и жизнью, которую человек ведет.
В западной литературе часто говорится, что Икигай — это не предназначение. Судя по всему, изначально это не совсем верно.
Икигай — это умение сделать предназначение из действительности. У самого слова "икигай" очень интересная семантика. Оно состоит из четырех иероглифов (生き甲斐), обозначающих войну и смысл жизни. Фактически это приложение усилий к обретению смысла жизни. Это умение жить так, чтобы жизнь давала тебе ее смысл. Это умение, наука любить жизнь во всех ее проявлениях.
Еще немного поясню. Например, если ты ненавидишь свою работу всей душой, то парадигма Икигай предложит тебе решение, но это не будет решение "поменять работу". Это будет решение, например, "принять то, ты сейчас не можешь поменять работу, но при этом помимо работы в твоих силах обрести в жизни некие точки, которые позволят тебе получать от нее огромное удовольствие". Икигай мягче теории о том, что ты должен найти свое предназначение.
На самом деле найти предназначение — штука опасная и очень агрессивная. Я встречал людей, которые искали его всю жизнь. Попробуй-ка ответить на вопрос "А что такое твое предназначение?" или на вопрос "Как его найти?". Икигай говорит о другом. Он говорит "выстрой свою жизнь так, чтобы получать удовольствие от нее здесь и сейчас". На самом деле Икигай убирает ненужную шелуху и рефлексию, помогает чуть более ясно взглянуть на себя, свои цели, положение в жизни, оценить это, а дальше с этим разбираться.
Икигай говорит о том, что твое предназначение уже с тобой. Тебе только надо присмотреться. Очень часто есть вещи, которые мы любим, дорожим ими, но как бы считаем второстепенными. Скажем, наша работа — важно, а хобби — это менее значимо. Если пользоваться методами и техниками Икигай, то возникает возможность поменять заряд, понять, отношение. Возможно, то, что ты считал второстепенным, это и есть твое настоящее.
Есть ли какие-то специальные способы "практиковать Икигай"? Есть ли, условно говоря, "техника Икигай"?
Это больше западное отношение к этому понятию. Мы все стремимся регламентировать и свести к методам и практикам. Я бы сказал так: Икигай — это идея. В реальности на Окинаве никто не создавал методы и практики Икигай. Все приемы, которые сегодня декларируются как методы и практики Икигай — это исследования (или даже выдумки) западных людей. Тот Икигай, который возник на Окинаве, никогда не был набором методов и практик. Он был естественным образом жизни, к которому пришли окинавцы. Другое дело, что они пришли к нему, посредством методов и практик из разных культур.
Тогда может ли "западный человек" реально понять, прожить Икигай?
Западный человек никогда не сможет до конца понять тот Икигай, который существует на Окинаве, потому что ему для этого нужно кардинально поменять свой образ жизни. Поставить перед собой другие цели, задачи, окружить себя другими людьми и жить в другом социуме. Это практически невозможно. Может быть, только для единиц. Поэтому мы можем взять те достижения, которые дает Икигай, чтобы существенно повлиять на свою жизнь.
Но при этом надо понимать: мы не станем окинавцами. Что такое окинавец, практикующий Икигай? Это человек, который не заботится об одежде, которую носит, о престиже своей работы, о доходе и довольствуется тем малым, что есть. И при этом его окружают люди, которые не говорят ему каждый день: "Почему у тебя нет амбиций? Почему ты так мало зарабатываешь?". Это почти идеальное общество. В нашем случае этого, наверное, не будет никогда, но, повторюсь, мы можем взять некоторые взгляды, методики, которые существуют вокруг Икигай для того, чтобы качественно улучшить свое понимание собственной жизни.
О практике Дзен
В программе Прикладной конфликтологии есть понятие "фусин". Что это такое?
Фусин — это дзенская практика. На мой взгляд, ни одна система в мире не достигла такого прогресса в понимании себя и в умении встретиться и познакомиться с собой, как это сделали внутри Дзен-буддизма.
У нас в диалоге появилось слово "буддизм". Соответственно, сразу может возникнуть отсылка к каким-то религиозным вещам. Я в свое время так же к этому относился, пока однажды мой наставник Морио Хигаонна сенсей не сказал: "Очень важно понимать, что в слове "Дзен-буддизм" слово "буддизм" можно опустить. Главное — это Дзен. И к Дзен не надо относиться как к религиозной практике. Настоящий Дзен — это гигиена ума".
В Дзен существует небольшое количество практик, позволяющих встретить свое Альтер Эго и наладить с ним контакт. Это дзадзен и фусин.
Дзадзен — это пассивная, сидячая медитация, а фусин — медитация динамическая. Она, на мой взгляд, больше подходит человеку активному, который не имеет возможность по два часа каждый день сидеть со скрещенными ногами. На семинаре мы как раз и будем изучать, как ввести методы дзенской медитации в свою повседневную жизнь, постепенно превращая все свои действия в медитацию.
В программе тренинга есть еще одно понятие — заншин. Что это такое и как это ввязывается во всю систему?
Сейчас мы уже говорим про действия личности внутри конфликта с точки зрения стратегии. Реализация любой стратегии должна предполагать определенные эмоциональные и даже физические качества. Заншин — это понятие, которое включает в себя два момента: внимание и искренность.
Заншин — состояние внимания в тонусе. Это такое состояние сознания, при котором человек не натужно, но естественно контролирует все процессы, которые происходят в конфликте вокруг него, с его визави и с ним самим.
И это состояние неразделимо связано с понятием искренность. И здесь много тонких моментов. Часто искренность с самим собой приводит к активизации страхов. Точнее, человек как бы впервые признается себе в них, а также в других собственных негативных тенденциях. Но только это признание и некая честность восприятии себя могут дать собранность и внимательность. Без этого вы непрерывно будете отвлекаться. И заншин не получится.
О внутренней химии тела
Конфликт — это такая ситуация, которая задействует гормональную систему человека, его психофизиологию. Тело начинает работать в другом режиме.
Совершенно точно. Это стресс. И чтобы быть эффективным в ситуации конфликта необходимо уметь влиять непосредственно на состояние вашей физиологии.
Умение управлять эмоциями — это всегда умение управлять химией тела. Поэтому ядро "Прикладной конфликтологии" — это специальные практики, которые учат человека брать под контроль как внешние проявления своего тела, так и его химию. Если человек глубоко практикует то, что я предлагаю, он, без сомнения, научится использовать свои эмоции как эффективное оружие. Он сможет их при необходимости вызывать и гасить, а также научиться управлять эмоциями противника.
Что это за техники?
Это практики, которые объединяют в себе три вещи. Первая — особое состояние сознания, близкое к медитативному,. Второе — определенное объединение тела в едином центре и управление телом из него. И третье — особые виды дыхания.
То, что вы сейчас описали — прямое воздействие на физиологию.
Абсолютно. Причем эти есть практики одиночные и парные, потому что человек должен научиться управлять своими эмоциями как сольно, так и во взаимодействии с другим человеком.
Другими словами, человек начинает заранее готовить свое тело и сознание к появлению конфликта?
Да. Конфликт — настолько важная и неизбежная составляющая моей жизни, с которой я обязательно столкнусь, что я хочу к этому подготовиться и на каком-то этапе стать тем человеком, который может максимально эффективно действовать в конфликте и управлять им. Не существует волшебной таблетки, проглотив которую человек становится гуру конфликта. К этому надо готовиться. Нужна тренировка. И — да, это займет какое-то время. Но результат, поверьте, того стоит!
Дополнительно почитать
О тренинге "Прикладная конфликтология" >>
Наши текстовые интервью с Богданом:
- Богдан Курилко: Сила быть самим собой
- Богдан Курилко: Ки свое побереги!
- Богдан Курилко: О пути воина, недостижимом совершенстве и долголетии
Наши видео с Богданом: