Дональд Робертсон: Стоицизм дал мне силу и спокойствие
Мы продолжаем детально исследовать стоицизм и его основные принципы. Сегодня мой собеседник — один из ведущих мировых специалистов по этой философии, психотерапевт Дональд Робертсон. Его книга "Думай как римский император" скоро выйдет в издательстве "Эксмо".
С Дональдом мы стали обсуждать преимущественно практические, даже прикладные аспекты стоицизма и его личный путь в рамках этой школы философии.
Напомню, что про свой эксперимент со стоической философией я рассказываю у себя в Instagram >>.
О сути стоицизма
В чем суть стоицизма? Почему эта философия столь актуальна в современном мире?
Стоицизм — это древнегреческая философская школа, некогда очень популярная в Древнем Риме. Самым известным стоиком и последним великим философом античности был римский император Марк Аврелий. Из всех философских школ времен античности он сосредоточил больше всего своего внимания на практическом этическом учении Сократа и терапевтической ценности философии как средства против нездоровых желаний и эмоций.
Именно от Сократа стоики и переняли свою самую известную психологическую доктрину: "Людей мучают не вещи, а представление о них". Эта стоическая идея легла в основу метода когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) — ведущей форме современной психотерапии, основанной на данных науки. Стоицизм и КПТ имеют одну и ту же теоретическую предпосылку в своей основе. В КПТ она называется "когнитивной теорией эмоций". Основная идея этой теории заключается в том, что наши эмоции, как правило, формируются нашими собственными основополагающими убеждениями (когнициями).
Одной из причин почему стоицизм вновь обрел популярность за последние десятилетия является большое количество опубликованных научных доказательств эффективности КПТ. Многие люди рассказывали мне, что тянутся к стоицизму по следующим причинам… Для них стоицизм — это светская альтернатива религиям, таким как христианство, основанная на философских рассуждениях, а не на вере, откровении или традиции. Это западная альтернатива буддизму. Это также более практичная и приземленная альтернатива современной академической философии.
С другой стороны, если КПТ, как правило, ограничена по времени, обусловлена диагнозом и сосредоточена на краткосрочных целях, то стоицизм для этих людей является общей жизненной философией, которая вносит более фундаментальные и постоянные изменения в их мировоззрение и образ жизни. КПТ, как правило, служит для того, чтобы помочь людям, у которых уже были диагностированы проблемы. Однако профилактика, конечно, лучше, чем лечение.
Психологи заинтересованы в стоицизме, так как он может быть весьма эффективной формой того, что мы называем воспитанием устойчивости — способ построения прочного – возможно, пожизненного – эмоционального здоровья и благополучия, которое сохраняется даже перед лицом невзгод. Поэтому в настоящее время возник большой интерес к тому, как стоицизм может помочь людям справиться со стрессом из-за глобальной коронавирусной пандемии.
Что для вас является наиболее полезным в стоицизме? Что вам дал стоицизм?
Как когнитивно-поведенческий терапевт, я бы хотел найти способ жить в соответствии с некоторыми из основных идей моей профессии. В своей первой книге о стоицизме я писал, что психотерапия слишком сильно ограничена кабинетом для консультаций. Это меня расстраивало, поскольку я чувствовал, что некоторые аспекты КПТ сказывались на дальнейшей жизни клиентов, но возникали также серьезные и глубокие вопросы, которые выходили за рамки краткосрочной психотерапии.
Более двадцати лет назад, когда я открыл для себя стоицизм, для меня это было похоже на свет, который кто-то мне включил. Я вдруг понял, что уже существует жизненная философия, построенная на фрагментах мудрости, которые мы используем в когнитивной терапии. Что если вы поймете, что ваши убеждения формируют ваши эмоции, и начнете обращать на это внимание на протяжении всей своей жизни? Что если вы начнете планировать свою жизнь вокруг этического принципа, заключающегося в том, что ваш характер, ваши внутренние ценности или достоинства важнее результата ваших действий? Что если вы поймете разницу между тем, что зависит от вас, а что нет, и возьмете на себя большую ответственность за свои добровольные действия?
Философия стоицизма дала мне основу для изучения этих гораздо более широких вопросов и позволила превратить методы доказательной терапии, которые я использовал в работе, в целостное мировоззрение. Я спросил себя, как будет выглядеть жизненная философия, основанная на когнитивной терапии. Ответом был стоицизм.
Про образ жизни стоиков
Как бы вы описали образ жизни современного стоика? Каковы основные особенности такого образа жизни?
Стоицизм — это форма нравственной философии, называемой "добродетельной этикой", которая фокусируется в первую очередь на важности нашего собственного характера. Таким образом, акцент делается на наше представление о вещах, а не на конкретные действия, ритуалы или распорядок дня.
Тем не менее, существует много стоических психологических практик и созерцательных упражнений, которые современные стоики, скорее всего, используют. Пожалуй, наиболее важная практика заключается в развитии осознанности или внимательности (prosochē / προσοχή) того, как мы пользуемся нашими ценностными суждениями. Кроме того, стоики часто размышляют о различных несчастьях, вплоть до собственной смерти, которые могут обрушиться на нас, чтобы мысленно подготовиться к ним. Таким образом, стоики будут заранее готовы к тому, чтобы справиться с чем-то вроде пандемии, потери близких, или с болезнью.
Современные стоики часто принимают холодный душ, периодически голодают, едят здоровую пищу, выполняют физические упражнения и медитируют, что помогает им развивать самодисциплину, хотя ни одна из этих практик не имеет особого значения для стоицизма. Нередко они изучают классические труды, чтобы получить представление о философии. Однако основные стоические упражнения являются мысленными и включают в себя медитации, такие как размышления о Вселенной как о целостности ("Взгляд свысока"), или размышления о том, как мудрый человек повел бы себя в ситуациях, с которыми мы сталкиваемся ("Созерцание мудреца"), и так далее.
Некоторые стоики также следуют ежедневному распорядку, который включает в себя планирование дня наперед каждое утро и то, как они будут пытаться действовать в соответствии с разумом и добродетелью, принимая с невозмутимостью препятствия или неудачи. Затем, вечером, они обдумывают, как все прошло по три раза, спрашивая себя, что они сделали хорошо, что — плохо, и что они могли бы сделать по-другому в следующий раз. Подобные идеи встречаются в трудах Сенеки, Эпиктета и Галена и являются производными от древнего стихотворного произведения, которое часто цитируют стоики, под названием "Золотые стихи Пифагора". Этот "цикл обучения" хорошо объясняется с точки зрения психологии.
Быть стоиком: как начать такой эксперимент
Как лучше всего начать личный эксперимент по погружению себя в стоический образ жизни? Каким стоическим практикам вы бы порекомендовали следовать каждый день?
Вам нужно прочитать некоторые книги по стоицизму, чтобы действительно понять философию, поскольку это довольно обширная тема. Я бы порекомендовал начать с книги "Наедине с собой. Размышления" Марка Аврелия и, возможно, современного самоучителя, например, с моего: "Стоицизм и искусство счастья".
Есть один простой эксперимент, который вы можете попробовать. Состоит он в том, чтобы гораздо дольше, чем обычно, представлять себе ситуации, которые немного вас расстраивают и научиться брать на себя больше ответственности за свои оценочные суждения, рассматривая их как ваше активное действие, а не просто восприятие. Скажите себе, что "это не событие меня расстраивает, а мое к нему отношение". Поразмышляйте над тем, как разные люди могут по-разному смотреть на одно и то же событие, с различных точек зрения.
Например, Эпиктет ударяет прямо по-больному и говорит, что даже смерть по своей сути не страшна, потому что если бы это было так, то такие люди, как Сократ, тоже боялись бы умереть. Не все так полагают. Таким образом, "страх" или "ужас" событий является лишь одним из способов их восприятия.
Это как если бы вы смотрели на события через розовые или печально-синие очки и думали бы, что все вещи в реальности имеют такие же цвета. Стоики хотят, чтобы вы поняли, что мир не розовый и не синий; вы просто навязываете эти цвета во внешнюю реальность, но вы можете поменять линзы и смотреть на вещи совсем по-другому, если захотите. Сперва научитесь ослаблять ваши ценностные суждения, как говорил Марк Аврелий, "отделяя" ваши мысли и оценки от внешних событий. Это можно назвать "когнитивной гибкостью", которая важна для развития эмоциональной устойчивости, а также является фундаментальной в понимании стоической философии.
О "правильной" апатии
Стоики стремятся к состоянию полного спокойствия (к apatheia /апатии, как они сказали бы). Как можно достичь этого условия? Как мы можем оставаться в таком состоянии в трудные времена?
Apatheia является корнем английского слова "апатия" (apathy), но стоики дают четко понять, что они не имею в виду полное безразличие. В буквальном смысле это слово означает свободу или независимость от страстей, сильных желаний и эмоций, причем стоики имеют ввиду именно иррациональные, чрезмерные и нездоровые психические аффекты. Так что это на самом деле очень похоже на цель, которую в большей степени преследуют в современной психотерапии — свобода не от всех эмоций, а только от патологических реакций. Это не состояние полного спокойствия или даже безразличия, которого было бы невозможно достичь из-за нехватки контроля. Скорее, это приостановление таких вещей, как нездоровое беспокойство и неадекватные мысли.
Даже идеальный стоический мудрый мужчина или женщина все же испугается, если кто-то подбежит сзади и крикнет "бу!". Они все еще испытывают грусть, когда умирает любимый человек. Это естественные эмоции, которые, по словам стоиков, мы должны принять, а не пытаться подавить. Другими словами, мы не должны рассматривать их как плохие.
Стоики хотят, чтобы мы прекратили усугублять наши страдания, закцикливаясь на чем-то и возвеличивая наши проблемы. Сенека использует аналогию с оленем, который напуган хищником, паникует, убегает, но потом, когда угроза исчезла, расслабляется и возвращается к выпасу. Люди, напротив, потом продолжают размышлять о вещах еще долго. Мы беспокоимся о катастрофах задолго до того, как они происходят, хотя они, как правило, никогда не случаются. Стоики советуют нам поддерживать apatheia (апатию), своего рода хладнокровие или невозмутимость, приостанавливая наши автоматические оценочные суждения, как я упоминал ранее.
Однако у них есть много других психологических методов, которые используются, чтобы помочь им достичь этого состояния. Некоторые из них я уже описал, например, терпеливое размышление о несчастье до того, как оно происходит, чтобы отрепетировать отстраненную, нейтральную реакцию на него – нечто совершенно отличное от беспокойства. "Взгляд свыше" также очень полезен. Он подразумевает представление событий так, как если бы они были видны сверху, или представление их как маленьких и мимолетных моментов в пределах всей совокупности пространства и времени. Расширение сферы нашего внимания, таким образом, является еще одним стоическим методом для "разбавления" сильных негативных эмоций таких, как патологический страх или гнев.
Это резонирует с несколькими ключевыми выводами в современной психологии. Мы знаем из современных исследований, что когда люди эмоциональны, они часто резко сужают сферу своего внимания, как бы помещая негативные события под увеличительное стекло. Расширение нашего внимания имеет обратный эффект и, как правило, ослабляет наши чувства, помещая вещи в более широкий контекст.
О состоянии мудреца
Идеалом стоицизма является мудрый человек. Но как вы определяете мудрость? Какими качествами следует обладать, чтобы иметь право называть себя мудрым?
Мудрый человек или sophos (мудрец) является скорее гипотетическим идеалом в стоицизме. Стоики не верили, что кто-то когда-либо был совершенным, как Будда или Христос. Возможно, это не дало им создать культ личности. Даже основатели стоицизма не считались совершенно мудрыми, поэтому все стоики должны думать сами за себя.
Стоицизм – это философия, а не религия. Он был изначально назван в честь своего основателя Зенона (Зенонизм), но это название постепенно оказалось забыто, и вместо него они взяли название своего места встречи Stoa Poikile или "Цветной портик" в афинской агоре, и стали навсегда известны как "Школа стоиков". Тем не менее, Стоики призывают нас регулярно размышлять о том, как совершенно мудрый мужчина или женщина будут реагировать на вызовы, с которыми мы сталкиваемся в жизни. Или же мы можем спрашивать себя, как действовал бы кто-то более мудрый, чем мы сами. Эпиктет говорил своим студентам спрашивать себя: "Что бы сделал Зенон?" или "Что бы сделал Сократ?", если они не могут найти выход из той или иной ситуации. Если бы мы могли спросить себя, как реагировал бы Эпиктет, Сенека или Марк Аврелий, то справились бы с пандемией коронавируса сегодня.
Стоический мудрый человек достиг apatheia (апатии). Это означает, что он не придает слишком большое значение событиям, которые не зависят от него. Он считает добродетель единственным истинным благом в жизни. Поэтому он обращает внимание на свой собственный характер и свое отношение к событиям, в которых он участвует.
Самый ранний лозунг стоицизма звучал, как: "Живи последовательно". Отчасти это отсылка к методу Сократа. Сократ проводил как бы перекрестный допрос с самим собой и другими людьми, как будто они и он сам давали показания в суде о самых важных вещах в жизни. Такие вещи, как природа мудрости, справедливости, мужества и дружбы. Если свидетель противоречит себе под перекрестным допросом, то вы понимаете, что-то не так. Сократ будет подвергать ответы людей сомнению и разоблачать противоречия в их мышлении, особенно их ценности. Например, он просит генерала дать определение мужеству и получает ответ, что оно состоит в том, чтобы стоять на своем перед лицом врага, т.е. не нарушать формирование боевой фаланги. Сократ быстро указывает на то, что это не имеет отношение к кавалерии, которая, как ожидается, будет атаковать противника, а не удерживать свою позицию, и через вопросы он выявляет другие исключения и противоречия.
Мудрый человек — это тот, кто прошел через этот процесс и чьи "морщины оказались разглажены". Он свободен от противоречивых убеждений и имеет последовательное мировоззрение. Он не лицемер или некто непостоянный, кто порхает от одной идеи к другой, как бабочка. Он тщательно продумал всю свою философию жизни и значения своих основных ценностей. Конечно, это высокий стандарт. Стоики хотят, чтобы мы стремились к нему, принимая нашу собственную склонность к ошибкам.
Возможно, мы можем учиться у тех, кто потратил больше времени на разработку своей философии жизни. Однако, в конечном счете, мы все должны пользоваться разумом и думать сами за себя.