Леонид Кроль: Книги, которые вспоминаю

31 октября 2014 Комментария: 2

Леонид Кроль

Продолжим проект "5 книг". Сегодня о своей "пятерке" рассуждает Леонид Кроль, владелец проекта Incantico, директором ИГИСП, известный коуч, психолог и автор книг. Это не первая наша беседа с Леонидом. Рекомендую вам обратить внимание на предыдущие материалы (ссылки вы найдете сразу после списка книг).

Итак, слово Леониду.

5 книг

Для меня это не то, что перечитываю, а то, что вспоминаю. Вернее даже то, что вошло в мою "кровь" и перетекает в аналоги, само порождает ассоциации в жизни.

1. А. Дюма "Три мушкетера"

Эта книга легла в основу чистого восхищения ясными драйвами. Юные и отважные. Делают только то, что без примеси просто, естественно и дает точный удар. Дружат, любят, дерутся, скачут, клянутся в преданности королю, а лучше королеве. Легко бросаются туда, где опасно, потому что — пока так чисты и молоды — явно бессмертны.

От этой книги пошли "четверки" — законченная фигура разных, других и близких, вместе непобедимых.

Блистательная книга, глазами третьеклассника, впервые узнавшего, что читать так увлекательно и всегда вспоминающего эту простоту и полет, когда дыхание захватывает и "там" интереснее, чем "здесь".

2. Л. Кэрролл "Алиса в стране Чудес"

Книга замечательная тем, что только что ясное становится другим, куда-то проваливается. Думаешь над загадкой, откуда-то с другого дна, появляется новая простота про то же самое. Фейерверк на шоссе, когда машина съезжает в кювет и оказывается как дома, неожиданная дорога. Совсем в никуда, пальмы за соснами, а дальше начинается анизотропное шоссе. И вот ты приземлился на английском газоне, и кролик снимает перед тобой шляпу.

Удивительная ясность, герои из калейдоскопа перетекают на широкий экран. Вот они уже у озера, где ты маленький, а если оглянуться, можно опять начать читать сначала. И смыслов только прибавится, как и мечты оказаться опять с ними. В общем, даже с ума сходить не страшно, ведь станешь всего лишь антиподом. Ну походишь немного вверх ногами, на то и Австралия.

3. В. Набоков. "Дар"

Подарок книги в том, что медленный ряд событий, когда все время интересно, что же будет дальше, прерывается эпизодами еще более медленного времени. Несут шкаф и в нем отражается… Лысина в табачном магазине, и тебе интересно. На другой стороне ленты все время звучит тихая музыка, летают бабочки, сквозят рифмы, как будто ты только что проснулся от сна и начал слышать.

Печальный и спортивный герой совсем не знает как ему жить, но и не собирается спросить или растеряться. Он потерян давно, надежно и не сомневается, что ни строчки стихов, ни "успех" не избавят его от поэтической меланхолии и вечернего лабиринта теней. Он все равно доберется до временного пристанища, которое, из точности к словам, не назовет домом и благодарно, за проведенный день, с его гулом цикад и цитат, заснет, чтобы перейти в еще более надежное измерение.

4. Г. Андерсен "Сказки"

Искусственные истории, с приделанными, искусственными концами, вышибающие слезу, сплошные клюква и лимон. Какой-то постоянный взгляд из-за занавески человека, боящегося жить, подглядывающего и все время лгущего, про то, что видит. Все вывернуто наизнанку. Мальчики с подгибающимися коленями, идущие не туда. Девочки, набитые дурехи с крашеными ресницами.

Один герой нелепее другого.

Но почему же эти сказки так западают, как будто они затерявшиеся драгоценные камешки, бусинки, высыпавшиеся у инопланетян, с вещим, еще не достижимым знанием? Почему в каждой сказке раскрываются, отражаются миры, характеры, людские противоречия, и мир становится кисло-сладким, угрюмо-нежным, потеряно-найденным, и из далекого и чужого, таким рождественским и своим?

5. А. Солженицын "В круге первом"

Когда эту книгу читаешь в восемнадцать, запретной и выхваченной из еще не знакомой тьмы, как будто зажигаются огни, путеводные, в места, куда попасть не хочешь, но о которых смутно подозревал, а теперь узнал наверняка. Как узнал, что искренность, честь, решение сложной задачи "как выжить не становясь "как они"" имеет решение. Романтическая книга — надежда, правдивая, прекрасная и ужасная, где герои — из классической трагедии, характеры на все вкусы, но они современники, и тут ты узнаешь что такое "типаж" и как можно вырасти из самого себя. А не носить нечто приблизительное и "навырост".

Дополнительно почитать

Комментарии:

  • Алина |

    Специально перечитала другие интервью Леонида. Замысловато он пишет…
    А вот список книг внушает уважение! 🙂
    Сергей, спасибо за полезную рубрику.

  • Димитрий |

    Какое-то все очень ретро

Напишите интересный комментарий

Войти с помощью: